Театр

Счастливый билет в Калугу

Счастливый билет в Калугу

Опыты Александра Плетнева


У меня есть немало знакомых москвичей, которые планируют свой досуг, сверяясь с репертуаром Калужского драматического театра. Вот такой факт: кто на машине, кто на автобусе едет в Калугу смотреть спектакли Александра Плетнева, работающего в этом театре пятнадцать лет, из них четырнадцать лет он является художественным руководителем. В собственном городе он завоевал такую любовь и понимание, что и калужане большими автобусами едут вслед за театром на выездные спектакли. У Плетнева в театре, как правило, умно, неожиданно, красочно и просто очень интересно. Элегантно и органично он соединяет в полной гармонии кассу и музу. Плетнев владеет всеми известными жанрами, легко изобретает новые. Многие, надеюсь, помнят старый, но от этого не менее прекрасный фильм Этторе Сколы “Бал”, где действие без слов происходит в танцзале, во Франции. Второй или третий сезон в Театре имени Евг.Вахтангова идет спектакль “Берег женщин” по тому же принципу под песни Марлен Дитрих. Что это за жанр? Небольшие танцевальные драматически окрашенные номера, объединенные какой-то идеей. В прошлом году далеко не новый спектакль Калужского театра “Если любишь, найди”, действие которого происходит на танцплощадке в России на протяжении почти полувека, был показан в Париже. Парижане приняли и просят “еще Плетнева”. Надо ли говорить, что на протяжении немалых для провинциального спектакля лет он – аншлаговый. Как долго еще будет аншлаговым “Дом восходящего солнца”, поставленный по книжке Гарика Сукачева со смелыми вкраплениями Шукшина и Вампилова о молодежи конца прошлого века. Где актерская братия вытаскивает на сцену древние “усилители”, ударную установку, берет соло и бас-гитары, маракасы и обрушивает на зал живой звук. Прошедшей осенью спектакль играли в зале РАМТа, где яблоку негде было упасть.

В “Плодах просвещения” выходят на сцену современные люди, рассказывают о своей жизни увлекательно и смешно. В “А завтра была война…” столько было задано вопросов, сколько и сам Борис Васильев не задавал в повести. Хороший театр может усилить значение литературы. А театр Плетнева – хороший театр.

“Двенадцатую ночь” нам разыграла веселая компания странствующих хиппи, но история-то отличная. И шторм такой страшный, что нервные вскрикивают. Но мы же любим такие страхи. Мы хотим ярких эмоций. Не “как в жизни”, а как в театре. Театр Плетнева – это эмоции. Помимо содержания, это всегда старательно придуманное, тщательно продуманное и прекрасно воплощенное зрелище. Немало существует замечательных дуэтов режиссер – сценограф. Обычно это уже устоявшиеся тандемы. Но Плетнев работает с разными художниками и с каждым находит общий язык и понимание. Декорации могут быть грандиозно-монументальными или лапидарными, но безукоризненно точными и “говорящими”. Уже упомянутый шторм сделан при помощи металлических полотнищ, с бешеной скоростью передвигающихся по сцене, – они же потом становятся дворцом. В “Дон Кихоте” во Владимире есть, конечно, образ страшной черной мельницы на заднике. В “Доме восходящего солнца” сцена полностью закрыта, и в разных местах, на разных уровнях в ней открываются двери и окна в разные картины, а ближе к финалу – вдруг все открывается, и мир заливает вожделенное счастливое синее море.

Спектакль “Похождения Шипова” по Булату Окуджаве кажется камерным. Совсем небольшое число зрителей в два ряда помещается на сцене, где играют артисты. Но зал не закрыт совсем. Роскошный зал старого российского театра с царской ложей смутно виден в темноте, это нужно ради одного важнейшего эпизода. Когда в тексте упоминается Государь, зал слегка освещается, и мы видим именно в царской ложе сразу узнаваемую фигуру в эполетах – смутно, далеко, высоко…и страшно. Можно, конечно, и на пустой сцене играть (к чему практически пришел под конец великий Боровский), но с хорошей декорацией, ей-богу, веселее.


Анастасия ЕФРЕМОВА



http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=954&rubric_id=219&crubric_id=1001539&pub_id=1143466