Театр

ФРЕКЕН ЖЮЛИ: СМЕРТЬ ОТ ЛЮБВИ

ФРЕКЕН ЖЮЛИ: СМЕРТЬ ОТ ЛЮБВИ

В одном из номеров нашей газеты мы беседовали с режиссером Калужского драматического театра Александром Баранниковым, который рассказал нам о предстоящей постановке новой пьесы. Заинтригованные его заявлением, мы не могли пропустить это театральное событие, тем более что в основном составе были задействованы студенты Российского государственного театрального института им. Ф. Волкова. Благодаря поддержке руководителя театра Александра Кривовичева ребята имеют возможность «практиковаться», играя в постановках драмтеатра.

Режиссера Александра Баранникова, по его собственному признанию, в искусстве более всего занимает загадка отношений мужчины и женщины. «Фрекен Жюли» и Александр Георгиевич нашли друг друга: и спектакль, и его создатель полны  экспрессии и непредсказуемости.

«Фрекен Жюли» была написана  в 1888 году знаменитым шведским драматургом Августом Стриндбергом и  во все времена воспринималась неоднозначно. Еще бы! Такая откровенная любовь, доходящая в постановках до эротических танцев и откровенных сцен, взбудоражит воображение всякого зрителя. Главное - понять эту страсть, прочесть подоплеку и услышать крики трагизма. Чтобы верно интерпретировать всю нескромность этого спектакля, следует помнить, что драма  «Фрекен Жюли» экспрессионистская. В ней обнажается самая суть стриндберговского конфликта: идет вечная изматывающая война полов, и страсть в опьяняющую Иванову ночь - оружие в этой войне.

Фрекен Жюли -  яркий, сильный, хотя и странный характер. Она - воплощение особенностей экспрессионизма. Эта сложная роль досталась Наталье Бушиной, одной из студентов ЯГТИ, несомненно, талантливой начинающей актрисе.

Сны, состояние гипноза, развращающая красота, дикие танцы, женщина с мужским началом - вот из чего сплетена Жюли. Юная Наталья Бушина «выплескивала» из себя фрекен, на два акта полностью превратившись в свою героиню. Ее лакей - высокий, красивый, стройный Жан (Григорий Саркисов) очень опасен. Он беспощаден и безжалостен. Это воплощение агрессивной мужской силы и животного мужского начала.

Кто кого тут соблазняет? Кто и над кем хочет одержать власть? Казалось бы, все смешалось. Жюли просит лакея целовать ее туфельку, потом сама же падает перед ним на колени. Жан открывается ей как робкий влюбленный мальчишка, потом унижает и осуждает свою хозяйку. В пьесе Стриндберга источник любовного конфликта фрекен Жюли и лакея Жана - в социальном неравенстве. Ничего хорошего не сулит графской дочке любовная связь с простолюдином. В спектакле Александра Георгиевича неразрешимость конфликта изначальна. Связь Жана и Жюли не может иметь только печальный конец. Но не потому, что она - графиня, а он - простой лакей. А потому, что он - мужчина, а она - женщина.

Олицетворением гармонии и равновесия в спектакле выступает Кристина (Лариса Фанаскова). Она кухарка в доме фрекен. Ее сердце и тело преданы Жану, ведь он - ее жених. Когда ее хозяйка развлекается с Жаном, она терпит и помалкивает, надеясь на разум своего мужчины. Но чувства и желания преобладают над парочкой грешников. И после распутной Ивановой ночи, обнажившей все и всех, призрачные мечты Жана и Жюли о бегстве, об отеле на озере Комо разобьются о неколебимую готовность Кристины отправиться на проповедь в храм. «Если грех велик, велика и милость Божия», - произносит кухарка и уходит.

Постановка насыщена натуралистическими символами. Это и свежее мясо, которое Кристина нарезает в начале спектакля, - предвестье беды, пролития крови, и пикантные танцы юношей (студенты Р.Баулин, Е.Мишин, Д.Егоров) и девушек (студентки А.Волкова, М.Чистова, Н.Чурикова), кричащие о том, что не только фрекен и лакей нарушили все приличия в эту ночь. Кажется, будто вот-вот и тела обнажатся в этих сумасшедших любовных плясках.

Как ни странно, самоубийство главной героини не шокирует. Оно просто ставит все на свои места.

Если после просмотра спектакля вас еще некоторое время не будет покидать чувство необыкновенно грустного восторга, то вы на пути к простой разгадке самых сложных отношений. Отношений мужчины и женщины.

Ольга ЛЕБЕДА


http://znamkaluga.ru/content/view/2406/19/