Театр

Я НЕ ВСТРЕЧАЛ ЛЮДЕЙ ПРЕКРАСНЕЕ ЕГО

«Я не встречал людей прекраснее его»

Калужская драма подняла на щит «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана - библию романтизма. 

Стихотворная пьеса, как сейчас пишут, основана на реальных фактах. Савиньен Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже в семье небогатого дворянина. Мальчиком учился в парижском колледже, юношей слушал лекции знаменитого философа Гассенди, увлекался литературой и театром. Как большинство дворян той эпохи, он избрал военную карьеру. Даже на фоне гвардейской роты гасконцев, нравы которой реалистично описаны в романе «Три мушкетера», Сирано выделялся буйством. Однополчанин вспоминал о нем: «Гасконцы смотрели на него как на демона храбрости и числили за ним столько поединков, сколько дней прошло со времени его вступления». На войне он был так же отважен - мушкетный выстрел пронзил ему грудь насквозь, удар сабли - в горло. Чудом дожив до отставки, двадцати двух лет Сирано влился в жизнь парижской литературной богемы. Он был ярким поэтом, проникновенным музыкантом, глубоким философом, оригинальным драматургом. Свет увидели его комедия «Осмеянный педант», трагедия «Смерти Агриппины», утопические романы «Иной свет, или Государства и империи Луны», «Комическая история государств и империй Солнца». По мнению М. Горького, «герой комедии Ростана - один из тех немногих, но всегда глубоко несчастных людей, на долю которых выпадает высокая честь быть лучше и умнее своих современников. Чем выше над толпой поднимается голова такого человека, тем больше ударов падает на эту голову».

Язвительный, гордый в своей одинокой бедности Сирано умер в результате несчастного случая (случая ли?) в тридцать шесть лет.

Эти смелость, правдолюбие, ум, независимый нрав вдохновили двадцатидевятилетнего Ростана на создание романтического образа. Вопреки растиражированному телевидением жаргонному пониманию, романтизм, романтика - вовсе не прелюдия половых отношений. Это идейно-эстетическое направление, которое родилось от глубокого разочарования результатами Великой французской революции.

Реки крови омыли мостовые. Зачем? Чтобы тиранию аристократии сменила тирания буржуазии? Романтизм - протест против буржуазной действительности с ее практицизмом, подлостью, мещанством, пошлостью. Творцы-романтики противопоставили серой, обыденной толпе идеального героя, вдохновленного возвышенными чувствами. Поэтому сегодня Ростан актуальнее иной газеты - фон повествования буквально узнаваем. 

Только с каким фонарем искать Сирано - бессребреника, ученого, поэта, пылкого возлюбленного, верного товарища, защитника отечества? Лишь в радужном свете театральных софитов и увидите это диво. Не упустите случай!

Почему все-таки Александр Плетнев решил оживить именно этого человека-легенду?

Александр ПЛЕТНЁВ:  

- Каждая новая постановка - это огромные затраты - материальные, интеллектуальные, эмоциональные. В конце концов, это время жизни многих людей. Ростан - один из тех немногих творцов, кто, как Шекспир, Чехов, Островский, построил свой мир, кто имел четкие позиции по всем вопросам бытия. Я хотел восполнить дефицит романтизма и в себе, и в окружающей обстановке.

- Действительно, как представить, что сегодня кто-то откажется внести правку в свою рукопись, если гонорар - полновесные золотые? Кто предпочтет свободу выбора любимой женщины своему счастью? (Это чудо альтруизма воплотил Дмитрий Денисов.)  

- Дмитрию свойственна и ответственность, и пафосность, у этого актера несколько зон заразительности. Он живет с правильными представлениями о справедливости.

- Дон Кихот в его борьбе с уродством мира - уже комический персонаж. А Сирано - Дон Кихот со шпагой д`Артаньяна?  

- Дон Кихот - образ положительно прекрасного человека. Он ничего не разрушил. Он никого не убил. Никто ни разу не ощутил исходившей от него агрессии. Он всегда видел за мерзкими личинами Божий образ. Сирано убил много людей, и не только на поле боя. Он - бретер, задира, обижающий людей, чтобы спровоцировать дуэль и разделаться с противником. Его девиз: «Чем больше врагов, тем лучше».  

- Действительно, отдает ли он хоть раз должное чужой доблести, таланту, уму? А может быть, он просто завидует людям с носами нормальной длины, и неуживчивость - комплекс уродства? Вся его речь - поток насмешек.  

- Говорят: «Хороший человек - это не профессия». Не слышал более черной и лживой фразы. Быть хорошим человеком - самая главная профессия, самая трудная. Меня как-то пригласили на 15-летие выпуска того класса, где я был классным руководителем. В ресторане собрались взрослые люди: кто-то раскручивает бизнес, кто-то окончил престижные вузы. И был там Миша, не самый эрудированный, не очень хорошо успевавший по школьным предметам. Но он - человек бесконечной доброты. Он просто смотрел на всех и радовался. Я понял, что это самое главное. Беззлобность. Отсутствие агрессии.

- И дело не в длинном носе де Бержерака. Мужчина, твердый и доблестный, чуть красивее обезьяны - уже Аполлон. Может быть, гармония черт Кристиана выражала его мирный дух?  

- А в Сирано этого нет. Я много спорил с актерами в начале репетиций, для них он был героем, которому хочется верить!

- Но ведь без слез нельзя пережить его гибель, это герой, в которого влюбляешься. Так Сирано хороший или плохой человек?

 - Приходите и разбирайтесь. Эта пьеса - загадка. 

- Премьера «Сирано де Бержерака» в 1897 году в Париже стала триумфом, принесла Ростану славу и деньги. Почему сейчас нет в обществе такой отзывчивости на шедевры?  

- Энтропия возрастает, она - это мера беспорядка. Если не предпринимать всем и каждому постоянные усилия, то города обращаются в пыль, дух мельчает, регрессирует, побеждает несправедливость. Поэтому в 2017 году (надеюсь, доживем), к столетию революции, я буду ставить «Как закалялась сталь» Николая Островского. С тех пор никто ни в жизни, ни в литературе не проявил такого героического антиэнтропийного усилия. Им двигала идея, противостоящая несправедливости.

- Похоже, «Сирано» - естественный межвидовый гибрид «коня и трепетной лани», который порадует и хорошей прессой, и полной кассой?  

- Сам материал так ярок, интригующ по форме и предельно идеалистичен по содержанию. Место в оркестровой яме опять займет ансамбль из «Дома восходящего солнца». Оригинальную, местами стилизованную под барокко музыку к спектаклю написала Наталья Голубева, с которой мы работали над «Ревизором». Сценография Максима Железнякова образна и адекватна эпохе. Острые фехтовальные сцены поставил приглашенный нами из ГИТИСа мастер Владимир Гранов. Так что соединение классики и зрелищности налицо. Но в театре (как и в жизни) успех заранее нельзя гарантировать.

  ...Спектакль сделал только первый шажок по цветам - премьеру. Он будет взрослеть, мужать, затягивать в водоворот горя и счастья своих вечных героев. Вместе с ними вы вспомните о самом главном - мужской чести, женской недоступности, о верности, бескорыстии и доброте. Их концентрация на сцене зашкаливает. Может быть, по законам физики она распространяется на окружающее пространство? Может быть, прививка благородства сделает нашу жизнь немножко безопаснее?

Маргарита РАЗУМИХИНА.


http://znamkaluga.ru/content/view/3048/966/