Театр

Гоголь. Сеанс экзорцизма

Гоголь. Сеанс экзорцизма

Калужский драматический театр решил взглянуть из нашего неспокойного времени на поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Мы уже отмечали, что, какого гения ни затронь, он связан с нашим городом прямо или опосредованно. Николай Васильевич был калужским жителем многократно, подолгу и с удовольствием. Он гостил у губернатора Николая Михайловича Смирнова и его приятной во всех отношениях супруги. Александра Осиповна Смирнова-Россет, красавица, умница, насмешница, фрейлина императрицы Марии Федоровны, оставила «Записки» - просто третий том «Мертвых душ». Ее убийственные характеристики обычаев чиновников, тонкостей губернского быта вас повеселят, они актуальнее газет. Николай Васильевич был очарован остроумием и хлебосольством, красотой и комфортом имений Смирновых. Например, в Бегичеве он удил рыбу,  жарил грибы и карасей в сметане, приготовлял в совершенстве макароны. Выходил на сенокос любоваться костюмами поселянок. Он был в восхищении от наружности и грациозности крестьянок и находил в них сходство с итальянками.

В Калуге Николай Васильевич жил во флигеле губернаторской дачи. В кабинете, окнами обращенными на сосновый бор, классик отделывал второй том «Мертвых душ». С 1897 года в Губернском историческом музее, размещавшемся в палатах Коробовых, хранилось перо Гоголя. К сожалению, в 1920 году домик, где квартировал классик, сгорел. Недалеко от того места в 1928 году был установлен обелиск с барельефом Гоголя работы скульптора Е.Д. Никифоровой-Кирпичниковой.

Николай Васильевич активно знакомился с бытом города, появлялся на улицах, на базарах, в церквях, в лавках. Но если в Гостином дворе люди разговаривали с ним запросто, то в доме губернатора чиновники боялись с писателем слово молвить.

Мы обсудили злободневность классика с режиссером спектакля, заслуженным деятелем искусств России Александром Плетневым.

- Как возник в вашем творчестве Гоголь?

- В первый свой приезд в Калугу я бродил по городу, по улице Суворова, зашел в парк Циолковского и увидел там мемориальный камень с надписью о том, что Николай Васильевич гостил у губернатора. Так начался гоголевский цикл. Сначала были «Игроки», потом - «Ревизор», «Ночь перед Рождеством», пятидесятый показ которой недавно прошел в Орле. Теперь - «Мертвые души». Инсценировку написала Нина Садур, спектакль по ее пьесе под названием «Мистификация» идет в «Ленкоме». Мы текст дописывали, дополняя его фрагментами романа. Художник спектакля - Сергей Рябинин. С ним я работаю с самого начала в разных городах.

- Как можно преодолеть ужас этого романа, где вся жизнь показана как рафинированная пошлость и подлость, ведь для художественного воздействия нужна борьба добра со злом?

- Так критики и говорили, что, мол, всем хорош роман, но в нем нет положительного героя. И Гоголь принялся за второй том «Мертвых душ», где как раз и хотел вывести такого героя. Но ничего не получилось. В этом большая страшная правда. Положительный герой в реальность не вставляется, не монтируется. Это соцреализм создал тип положительного героя, а в истории мировой литературы он - редкость.

- А так ли плох Чичиков, если посмотреть на него из сегодняшнего дня? Он не лезет ни к кому в карман, не заедает чужой хлеб, не ростовщик. Хочет заработать денег, чтобы жениться, зажить в своем домике, растить деток...

- Каждый спектакль - это апология, оправдание героя, как у Чаадаева было произведение «Апология сумасшествия». Чичиков говорит: «Я честно себе копейку добываю». Но бизнес покупки крестьян, хоть живых, хоть мертвых, не может быть честным, это не здоровый бизнес. Каждое крупное состояние буржуа начиналось с какой-то «свежей» идеи. Например, как в фильме «Олигарх» - с «паленых» «вареных» джинсов. Чичиков талантлив в налаживании коммуникационных связей с любым человеком. Ему не страшно общаться с Плюшкиным, Коробочкой потому, что его душа мертва. Мы рождаемся с чистой душой, а в процессе жизни она деформируется из-за совершаемых поступков, уступок искушениям. Антитеза миру мертвых душ в спектакле - детский хор мальчиков. Дети и их голоса - это чистота, умиление, живые души. Хор филармонии под управлением Елены Бинкис исполнит четыре духовных произведения.

- Недавно патриарх на встрече с интеллигенцией сказал: «Дурной вкус не преступление, но он часто ведет к преступлению». Почему творчество многих гениев - Гоголя, Чехова, Набокова, Уайльда - так нетерпимо к пошлости? Это ведь не убийство?

- Командарм эпохи военного коммунизма Пархоменко говорил: «Все начинается с незастегнутой пуговицы, а заканчивается предательством». Механизма этой метаморфозы не знаю, но результат - налицо.

Так что патриарх, конечно, прав.

Гоголевских персонажей отважились воплотить на сцене Игорь Постнов (Чичиков), Захар Машненков  (Ноздрев), Денис Юшечкин и Дмитрий Казанцев (Манилов). Мир Гоголя стоит вокруг нас каждый день темным лесом. Зачем же идти в театр, смотреть этот ужас еще и на сцене? «Определить - значит ограничить». Любое изображение зла в искусстве - это попытка его заклинания, связывания. Приходите в Калужскую драму на сеанс экзорцизма, изгнания бесов из тела матушки-Руси.

Маргарита РАЗУМИХИНА

http://znamkaluga.ru/content/view/3900/2163/