Театр

В ожидании танго

 В ожидании танго

Танго... Само слово ассоциируется со зноем Аргентины, со стоном страсти. В эту область чувств нас отведет новый спектакль Калужской драмы - музыкально-пластическая новелла «В ожидании танго».
Танго зародилось среди андалусских цыган в незапамятные времена как сольный женский танец, разновидность фламенко. Аргентинское танго - парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х годов. В 1910-м танго проникло в Париж, а оттуда - заполонило Европу, несмотря на протесты бдительной общественности, оскорбленной его откровенным эротизмом.

Премьера грядет 3 октября. А пока актеры разучивают па, костюмы ждут пуговиц, декорации - завершения, мы побеседовали с режиссером Татьяной Борисовой. Ее не нужно представлять калужским театралам, почерк балетмейстера они знают по «Фигаро», «Трехгрошовому спектаклю», ревю «Если любишь - найди» и, наконец, «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты». А еще Татьяна Борисова сама исполняла танго Пьяцоллы в своей постановке в спектакле «Ким - танго» московского театра «Эрмитаж» Михаила Левитина.

- Татьяна Михайловна, музыка Астора Пьяцоллы звучит в Калуге часто - ее исполняет Камерный оркестр, заезжие звезды на фестивале «Мир гитары», даже внук композитора приезжал в мае. Все-таки почему он так популярен?

- Латиноамериканская музыка очень страстная, эмоциональная и потому близка русскому человеку. Танго как жанр стал невероятно популярен лет 15-20 назад. Я ставлю во многих драматических театрах, и стало много заказов на постановку танго даже в тех спектаклях, которые никак не связаны с эпохой и местом его появления. Например, в московском Театре сатиры с Ширвиндтом в постановке Мольера используется танго. Стремление приблизить действие к сегодняшнему дню дает режиссерам стилистическую свободу.

- Неужели будет звучать только Пьяцолла?

- Да, его музыка - в камерной и симфонической оркестровке. Только один ретро-фрагмент, как отсыл к 60-м годам ХХ века - «Солнышко» Визбора, «С добрым утром», «Джамайка» Р. Лоретти.

- Где происходит действие?
- В аэропорту одного из крупных городов нашей страны, время действия - сегодня. При задержке рейса пассажиры поневоле общаются в зале ожидания. Вся наша жизнь - ожидание. Аэропорт - это ожидание полета.

- Вы любите самолеты?

- Раньше любила - облака в иллюминаторе, и это было гораздо безопаснее по ряду причин.

- Облака на сцене будут?

- Да, в декорации - два экрана. На большом будут яркие фоны, голубое небо, облака. На малом - табло вылетов, показ мод, отрывки из ревю «Если любишь - найди» как катализаторы действия. Видеоряд готовит оператор Александр Бынкин.

- А какие в вашем аэропорту стюардессы? В 60-70-е годы они были мировой элитой, гораздо более яркой и независимой, чем теперешние модели.

- Это образ диковинных птиц, розовых фламинго, вышагивающих, смущая мужские взоры. Есть, например, такой фрагмент. Ожидающие вылета военные смотрят на экране показ мод. Одним движением они срывают армейскую форму и оказываются в смокингах. Стюардессы предстают в вечерних платьях. В процессе танца реализация мечты солдата дойдет до пика, а как - пусть будет сюрпризом для зрителей.

- Художника спектакля, питерца Николая Слободянника, наш зритель знает по спектаклям «Двенадцатая ночь», «Трехгрошовая опера». Каковы будут декорации?

- Сейчас Николай работает еще и в Малом театре, и в Норильске. Его декорации - динамичные, пространство действия постоянно меняется.

- Как вам работается с драматическими артистами, не имеющими больших хореографических навыков?

- Калужские артисты отзывчивые, они верят мне, это помогает им прийти в нужное состояние. Они сильно похудели. В том, как человек двигается, сказывается и характер, и желание преодолевать трудности, и многое другое.

- Самый подходящий случай - спросить у балерины, как сохранять форму.

- Главное - движение. Я, к сожалению, занимаюсь не каждый день. Но я работаю, ежедневно двигаюсь по восемь часов. А вот мой муж, Сергей Цветков, плохо себя чувствует, если не двигается. Даже если мы едем в поезде, он в тамбуре занимается йогой, делает растяжки. Он - соавтор спектакля «В ожидании танго». Та феерия, которая была поставлена на Красной площади 1 сентября к Дню города - его работа.

- А что ест балерина?

- Не люблю готовить. Люблю шить (даже пальто и шапки), вязать, могу сделать ремонт, починить проводку. А готовлю очень просто. В скороварку кладу рис, на него - горбушу или филе индейки, заправки - без жира, без запаха на всю квартиру все готово.

- В вашем спектакле нет слов?

- Слова есть всегда. Но звучат они внутри. Это мог бы быть синтез Маркеса и французской писательницы Барберри - внутренний монолог персонажей.

«Ах, если бы я только мог, хотя б отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти», - мечтал Борис Пастернак. Калужская драма предлагает нам полтора часа хореографического текста на эту тему. Сходим, поучимся?

Маргарита РАЗУМИХИНА


http://znamkaluga.ru/content/view/4340/966/