Театр

Дождались!

ДОЖДАЛИСЬ!

Калужский областной драматический театр открыл 236-й театральный сезон премьерой спектакля «В ожидании танго».
Жанр спектакля определен его режиссером-постановщиком Татьяной Борисовой как музыкально-пластические новеллы. Вообще-то новелла подразумевает помимо краткости, острого сюжета, отсутствия психологизма и повествовательности ещё и неожиданный поворот, этакий пуант в финале, развязке. Истории, рассказанные в спектакле, с большой натяжкой походят на классические новеллы, но не в этом дело.
Теоретическое брюзжание тонет в водовороте эмоций. Спектакль, как большой маховик, медленно начинает движение, разгоняется и потом его уже не удержать, не остановить. Час сорок без антракта пролетает не задерживаясь, не «провисая». Без единого диалога: только движения, жесты, взгляд и в них - настоящая Жизнь. Та, которой мы всегда томимся, о которой частенько вздыхаем в серенькой череде будней. Удивительно точно подмечены мимолетные ситуации. В ожидании танго, в ожидании несбыточного, но такого желанного…
Истории понятны, они «цепляют» душу, несмотря на то, что показаны без слов. Не нужны слова, когда речь идет о самом сокровенном, о самом близком. Зал ожидания аэропорта как символ встреч и расставаний выбран очень точно. Перекресток мечтаний и воспоминаний, суета и гул самолетов, шум множества спешащих людей, механический голос диктора и вдруг – вспышка! Одна-единственная, и она рождает иной мир. Уже нет вокруг теток с баулами, опаздывающих и встречающих пассажиров… Есть только ты и твой мир.
Многим знакомая ситуация, когда, к примеру, найденная в старой книге открытка заставляет целый вечер глупо улыбаться, вспоминая юность. Так и на сцене прикатившийся бог знает откуда мячик открыл картину далекого детства. Первые ещё не до конца осознанные эротические переживания маленького мальчика. Захватывающе смотрится, когда персонаж (актер Дмитрий Денисов) входит в тот свой далекий мир, оставаясь для зрителя взрослым дядей.
Истории спектакля как вырванные из разных книг разных жизней страницы. Они порой без начала и без конца, но они удивительно точны эмоционально. Некоторые, как мне показалось, могут выводить и на философские мысли. История в баре, когда молодая особа (актриса Анастасия Семесенко) весело флиртовала с несколькими импозантными мужчинами в танце, завершается практически стоп-кадром лицо в лицо с пожилым барменом. Это финал каждого человека без исключения. Танцуй, пока молодой, но не забывай, что в финале на тебя неизбежно посмотрит старость.
И совершенно сразила меня история прощания пожилой супружеской пары (Светлана Никифорова – Михаил Кузнецов). Этот эпизод, на мой взгляд, самый сильный в спектакле. Поразительно, как можно было вроде бы простыми незамысловатыми танцевальными движениями рассказать историю нежной и крепкой любви, которую люди бережно пронесли через всю жизнь. Мы видим лишь первое свидание и прощание, а между ними разворачивается целый мир двух любящих душ. Право, ваш покорный слуга, закоренелый циник, на этой сцене сдерживал подкативший к горлу комок. Браво актерам и режиссеру!
В спектакле нет героя в обычном понимании этого слова. Герой, скорее всего, наш внутренний мир. Если он богат и разнообразен – он сразу откликается на увиденное на сцене. Если обыденность и ежедневные заботы покрыли его толстым слоем пыли, то «В ожидании танго», я уверен, сдует её. Эта премьера нашего театра, после которой хочется жить.
Вкусно и не слишком механически режиссер связала все истории. Стежки практически незаметны. Порой они сами представляют некие отдельные мини-истории, короткие взгляды, узнаваемые мелочи. Даже непонятный то ли чиновник, то ли бизнесмен (актер Сергей Вихрев), рвущий бумаги после телефонного звонка, не вызывает раздражения. Хотя, честно говоря, хотелось бы все же понять, что там у него произошло.
Узнаваемы и отдельные типажи. Эстетствующий гламурный небожитель от искусства (актер Игорь Постнов), чертовски похожий на известного историка моды, недоступная и «держащая спину» звезда экрана или сцены (Анастасия Семесенко), супружеская пара из глубинки, спешащая на отдых (Лариса Фанаскова - Денис Юшечкин), - практически каждый персонаж точен в своем мимолетном «попадании» в образ.
Впрочем, идеальным бывает разве только шторм. Ни один спектакль таковым не является. «В ожидании танго» не исключение. Начну с финала. Он до безобразия предсказуем и даже несколько пошловат. Как хеппи-энд голливудского варева. После обнимания друг с другом осталось лишь всем вместе дружно похлопать в ладоши и бурно покричать: «Вандефул! Сенкью!» Лишним, на мой взгляд, был и финальный «голос с неба», объясняющий, видимо, для тех, кто не понял, о чем, собственно, был спектакль. Кстати, этот голос, по моему мнению, инороден и в начале постановки. Он выбивается из тонкой материи, ажурно сплетенной режиссером.
Татьяна Борисова априори предложила зрителю ход, исключающий человеческий голос, диалоги. Он принимается и понимается. Голос заменят жест, танец. Но если уж «не разговаривать», то надо «не разговаривать». Вашего покорного слугу немного раздражало, когда вдруг актеры начинали то-то бурчать друг другу. «Словесные подпорки» смотрятся неловко, как будто из другого спектакля. Быть может, стоило поточнее выстроить эти ситуации. И если уж актер говорит со сцены, то, по крайней мере, должно быть понятно, что он говорит.
Повторюсь, идеального спектакля не бывает. Сие относится и к танго, к танцу. Конечно, понятно, что на сцене прежде всего актеры, а потом уже танцоры. Нужно отдать должное – то, как они справились с громадной танцевальной нагрузкой, достойно уважения. Впрочем, собственно танец – дело наживное. Пройдет несколько спектаклей - и исчезнет легкая напряженность, почти незаметные огрехи и чуть видимые «старания» выполнить поставленный танцевальный рисунок. По моему глубокому убеждению, нынешняя премьера Калужского драматического заслуженно станет любимой театралами. Чертовски приятно, когда наш театр начинает сезон со столь мощного аккорда!

Владимир АНДРЕЕВ.


http://www.vest-news.ru/article.php?id=25232