Театр

Призраки убивают личность

Призраки убивают личность

Эксперимент, на который пошел драмтеатр, пригласив на постановку выпускников театральных вузов в качестве режиссера и художника, скорее удался, чем нет.

Молодой выпускник режиссерского отделения РАТИ Сергей Аронин предложил театру несколько пьес для постановки. Администрация выбрала «Событие» Владимира Набокова. Написанная в 1938 году эта весьма странная пьеса ставилась в России всего пару раз, причем последняя премьера перед показом на малой сцене нашего театра прошла в феврале этого года в МХТ (режиссер Константин Богомолов).

Обыкновенная на первый взгляд бытовая история семьи на деле оказывается нашпигованной под завязку всевозможными авторскими аллюзиями. Наверно, поэтому она столь редка на сценах театров – браться за такой материал может либо молодой, полный идей и энергии выпускник, либо признанный мэтр, понимающий, что разобраться до конца, до самой глубины набоковской мысли не суждено, видимо, никому, но эта глубина всё равно манит и рождает режиссерское осмысление.

По иронии автора этой пьесы в прозе главный герой Барбашин, вокруг имени которого развиваются все события, так и не появляется. В спектакле Сергея Аронина именно с его выхода и начинается действо. Некий призрак со свечей (актер Александр Зоточкин) обходит квартиру художника, наполняя её, как выясняется, животным страхом. И этот страх топчет личность, уничтожает её, заставляет вырываться наружу скрытых в глубинах души монстров. Барбашин-призрак появляется в спектакле несколько раз в обличье разных людей. Он незрим, но ежесекундно зримо присутствует на сцене от начала до финала.

Среди актерских работ стоит отметить пару: Игорь Постнов (Трощейкин) и Ирина Желтикова (Любовь). Кстати, Ирина совсем недавно пришла в труппу Калужского драматического. Одна из главных ролей в спектакле «Событие» - первая её крупная актерская работа на сцене драмтеатра. Конечно, по одной роли сложно судить о потенциале артиста, однако налицо органичность, мощный темперамент и, безусловно, красота актрисы. Надеюсь, зрители смогут оценить её работы в дальнейшем.

С неожиданной стороны проявилась в спектакле Анастасия Семесенко (Элеонора Шнап). Полностью сменив привычное амплуа, она предстает в роли немки с жестким, железным характером. Удачна, на мой взгляд, и работа Эммы Ленковской (Антонина Павловна). Вообще, в этом спектакле, наверно, невозможно назвать явно «провальные» роли. Чувствуется ансамбль и слаженность. Несмотря, конечно, на массу огрехов, неточностей и шероховатостей. Большинство из них я отношу к неопытности молодого режиссера, просмотревшего эти мелочи.

Единственное, что целиком и полностью лежит на совести актеров, – ужасно небрежное отношение к слову Набокова. У этого писателя нет ничего второстепенного, лишнего. Каждое слово, каждое выражение полно смысла, оно, как бриллиант на ожерелье, входит в общий блеск изделия и одновременно прекрасно само по себе. Несколько раз ловил себя на мысли: ну что же вы, ребята, это же дорогого стоит, а вы в проброс, чуть ли не через губу, скороговоркой.

Существуют разные мнения по поводу того, стоит или не стоит читать пьесу, прежде чем идти на спектакль. Я убежден – стоит. Ведь по большому счету мы ходим в театр скорее не для того, чтобы посмотреть, «что» будет происходить на сцене, а «как» это будет. Зная материал, гораздо интереснее следить и за ходом режиссерской мысли, и за его находками (а их, кстати, в «Событии» немало) и наслаждаться игрой актеров. Если даже вы, уважаемый читатель, не сторонник предварительного чтения пьес, мой вам совет: найдите и прочтите набоковское «Событие», прежде чем отправиться на малую сцену драмтеатра. Оно того стоит.

Владимир АНДРЕЕВ