Театр

Ах, Алиса...

«Ах, Алиса, как бы нам встретиться…»

Калужский драматический театр открывает новогодний сказочный сезон.

Спектакль ставит приглашенный из Тулы режиссер Вениамин Вайман. «Алиса в стране чудес» - материал, по сложившемуся мнению, далеко не простой. Исследователи творчества Кэрролла исписали тонны бумаги, пытаясь поднять все скрытые пласты, расшифровать подтексты и смыслы истории о маленькой девочке, победившей зло.

Вениамин Нейман в своё время шагал в плотном строе исследователей Кэрролла. Дипломная работа режиссера называлась «Драматургия абсурда. Вымысел и реальность» (по произведениям Льюиса Кэрролла).

- Я очень люблю этого автора, - признался Вениамин Маркович. – Материал знаю досконально в переводах, какие только возможно было найти.

Однако искать потаённые откровения, философские загадки и многозначности в предстоящей премьере, по мнению режиссера, не стоит.

- Мне всегда хочется сделать спектакль неожиданным, чтобы зритель сел в зал и забыл все, что он знал заранее о произведении, - поделился своими мыслями режиссер. - Чтобы он стал с удивлением смотреть, что же там, на сцене, происходит. Мы попытались сделать «Алису» без всяких «пояснюшек», абсолютно доступным, внятным и понятным спектаклем. Сказкой. Мы устраиваем яркое, чуть карнавальное, смешное и очень дурашливое действо.

Дурацкости в Кэрролле более чем предостаточно. Как дети отвечают на вопрос: «Вы чего делаете?» - «Мы бесимся и колбасимся!» Вот и мы попытались беситься и колбаситься.

- Вениамин Маркович, но чудо-то будет?

- Чудеса будут! Ответственно вам об этом заявляю. С нами работает мой друг, кинорежиссер Михаил Канаев, продюсер кинофестиваля детских короткометражных фильмов «Шторы». Человек, по своей творческой направленности близкий к сказке. Он помог нам. Новые технологии позволяют персонажам появляться и исчезать, уменьшаться и расти прямо на глазах у зрителя. Алиса будет беседовать со своим отражением в зеркале и т.д. Я не буду раскрывать всех секретов.

- Волшебная сказка невозможна без музыкального оформления. Надеюсь, вы не взяли в спектакль произведения Шнитке?

- Нет, конечно! Музыку для сказки написала композитор Наталья Голубева, аранжировка Сергея Шафраненко. Вокальные партии готовит Ольга Петрова. Живой музыки и пения в сказке не будет, мы делаем фонограмму. И это не моя прихоть. Нереально в сказках актерам петь вживую. После пятого спектакля они все посрывают голоса. Ведь новогодние сказки идут по два – три спектакля в день аж почти до старого Нового года.

Собственно спектакль с антрактом предположительно будет длиться часа полтора. Мы стараемся сделать до 40 минут первый акт и полчаса – второй. Это нормально. Детское внимание держится не более стандартного учебного урока – сорока пяти минут. Возраст ребятишек, сумеющих понять и от души посмеяться над перипетиями сказочного действа, я думаю, от пяти лет. Хотя мы на репетиции пригласили дочку одной из актрис, ей всего три годика. Она прекрасно реагировала, все поняла, и ей понравилось.

* * *

Говорить о спектакле до его премьеры весьма затруднительно. Пока можно оценить лишь то, что уже готово. Костюмы, например. Они в «Алисе» замечательные. Художник-постановщик спектакля Людмила Некрасова призналась, что работать с Вениамином Нейманом – одно удовольствие: «Никаких разногласий с режиссером у меня не возникло, мы сразу нашли общий язык и работали душа в душу».

- Людмила, режиссерский замысел, конечно, важен, но самой-то что хотелось сделать?

- Честно говоря, хотелось сделать не похоже на то, что кто-то где-то видел. Поэтому и возник, к примеру, такой сложной конфигурации костюм Кролика. У нас получился некий живописно-графично-рисованный стиль во всех костюмах и в декорациях. Четкие линии. В костюмах применяются рисованные элементы тканей. Для костюма Алисы мы специально заказывали печатную ткань по нашим эскизам. У Кролика тоже эскиз ткани делался специально. Так что костюмы получились все очень сложными и, надеюсь, интересными.

- Сценическое пространство тоже простотой не отличается…

- Да, тема очень сложная, иллюстрировать её крайне тяжело, но и невероятно интересно. Во временные рамки спектакля мы просто не можем вместить все нюансы произведения, поэтому мы пошли по более наглядному пути. Элементы декорации совмещаются с элементами видеоряда и с элементами мебели. Всё это будет таинственно и волшебно превращаться, бегать и разговаривать на фоне огромной стены гостиной. В общем, скучно не будет, приходите, посмотрите сами.

Премьера новогодней сказки «Алиса в стране чудес» состоится 25 декабря. Спектакль будет идти и после наступления Нового года, все детские каникулы. Не пропустите возможность доставить своему ребенку радость, да и сами окунетесь в приятные ощущения детства. Кстати, традиционно перед началом спектакля ребятишек ждет новогоднее представление в зеркальном фойе театра с Дедом Морозом и Снегурочкой. Готовит это действо актер Михаил Кузнецов.
Разговоры вокруг театра

Не так давно в соцсетях растиражировали фотографию семидесятых годов. На ней огромный Дед Мороз из снега в виде ледяной горки, стоящий на театральной площади Калуги. Завсегдатаи соцсетей решили слепить нечто подобное этой зимой. Как это обычно бывает, идея тут же обросла советами, мнениями «экспертов» и попросту слухами. Один из них – директор театра - против ледяной горки якобы потому, что, растаяв, она затопит подвалы театра. Мы решили развеять все сомнения и обратились за комментариями непосредственно к директору театра Александру Кривовичеву.

- В тот год, когда лепили огромного Деда Мороза – ледяную горку перед театром, я ещё не был директором театра, я работал осветителем и видел весь процесс. Этим занимался город. Тогда снега было достаточно, мороз был не одну неделю, тем не менее на возведении этого Деда Мороза работал завод, который привозил деревянные конструкции. Их изготавливали по чертежам скульпторов. Человек 60 солдат возили и сгребали снег. Поливали из брандспойтов пожарные. Это всё длилось недели полторы, а то и больше. Тогда горком партии обязал городские власти сделать такую «развлекуху» для горожан. Поэтому, когда сегодня в соцсетях говорят: «Давайте!», это смешно. Это должны делать профессионалы. Мы можем слепить в лучшем случае снежную бабу высотой два метра. Что же касается разговоров, мол, Кривовичев против, потому что театр затопит, это бред. Театр не затопит, он выше уровня Деда Мороза. А сама по себе идея очень хорошая, я считаю.

- Александр Анатольевич, а как вам нынешний вариант городской ёлки, что аккуратным конусом расположилась на площади перед театром?

- Нынешний вариант европейский. Да, она ровненькая, чистенькая. Единственный у меня вопрос: как её потом разбирать–собирать? Потому что сейчас это делала московская фирма, и она собирала её три дня. Вообще, это другая эстетика. Я люблю, конечно, традиционную русскую ёлку с русскими игрушками. Хотя мне нравятся стильные ёлки, скажем, когда используются только два цвета. В зеркальном фойе у нас, например, стоит елка: серебро и синий. Но я могу сказать одно: что бы ни сделали городские власти для горожан, всегда критики найдутся. В данном случае критиковать не хочу, потому что она меня не смущает. Единственное, что я подсказал, - чтобы сделали турникет, потому что половину шариков снизу уже сняли. Это наш менталитет, увы.
Материалы подготовил Владимир АНДРЕЕВ.


http://www.vest-news.ru/article.php?id=26278