Театр

Сценическое кровопускание

СЦЕНИЧЕСКОЕ КРОВОПУСКАНИЕ

Влить свежую театральную кровь в жилы театра – процедура жизненно необходимая. Без неё театр закиснет, обрастет мохнатой пошлостью, штампами, превратится в торгово-развлекательный центр. Один из способов предотвратить сползание в вульгарное болото бездуховности, похоже, придумали в нашем областном драматическом театре.
Сразу хочу оговориться: жуткие для любого театра эпитеты, приведенные выше, к нашему драмтеатру пока не относятся. Пока. Однако горизонты творчества туманны. Что там прояснится через год-два, пять лет? Чтоб не причалить к тихой гавани потешного балагана, думать о будущем необходимо уже сегодня. Именно поэтому год назад в Калужском драматическом объявили о старте программы
под длинным названием «Дипломники московских театральных вузов на малой сцене Калужского драматического театра».
Координатор этого проекта, главный художник областного драматического театра Максим Железняков пояснил суть проводимой театром программы:
- Мы приглашаем студентов-дипломников, режиссеров и сценографов, для того, чтобы они, во-первых, имели возможность поставить спектакль в стационарном драматическом театре со всеми его ресурсами, мастерскими, профессиональными актерами, то есть театр предоставляет им возможность для профессионального старта. Во-вторых, театр таким образом участвует в общем театральном процессе, не скрывая того, что, возможно, эти специалисты останутся у нас в качестве режиссеров или художников-постановщиков.
Наглядный пример – Анжелика Бажина, которая в прошлом году, будучи выпускницей школы-студии МХАТ, мастерская Бенедиктова, ставила в качестве художника-постановщика спектакль «Событие» на малой сцене, а сейчас работает на большой сцене вместе с нашим режиссером Константином Солдатовым над спектаклем «Шум за сценой». Её старт состоялся, она «принята» театром, что обычно происходит не так часто и не так легко.
Можно сказать, что мы участвуем в выращивании нового поколения служителей театра. Театр не может быть замкнут сам в себе, он должен участвовать во всеобщем театральном процессе.
Зрителю эта программа дает возможность увидеть новые театральные постановки, «рассказанные» свежим театральным языком молодых специалистов, которые учились в столичных вузах у прекрасных мастеров. У них нет замозоленной стандартизации, омертвевших штампов. Леонид Хейфец и Станислав Бенедиктов – это имена, которые известны всем знатокам и любителям театра.
У калужского зрителя появляется возможность увидеть самые современные идеи, которые рождаются на переднем крае театрального творчества России. В любом театре малая сцена считается площадкой для эксперимента. Во многих театрах она является некоммерческой зоной. Мы тоже от спектаклей дипломников на малой сцене не ждем какой-либо умопомрачительной коммерческой отдачи и наполнения театральной кассы.
С другой стороны, мы обещаем зрителю, что эти спектакли не будут иметь ничего общего с так называемой «поп-культурой». Малая сцена свободна от финансовых пут и позволяет нам «выдохнуть». Она не требует от актеров и режиссеров выдавать штампы, любимые публикой, на которые она ходит для удовлетворения своих первичных эмоций, «чисто поржать».
Мы хотим, чтобы нам самим стало интересно и чтобы люди, которые придут на эти спектакли, окунулись в настоящую творческую жизнь, в творческую лабораторию со всеми вытекающими обстоятельствами. Я имею в виду новые приемы и идеи, пусть пока, быть может, с видимой тканью и нитками, сшивающими театральное пространство. В любом случае это живой театр, который ищет свои, пусть неожиданные, шероховатые, но свои способы выражения мыслей и идей.
Не стоит забывать и о том, что молодые люди, начинающие свою профессиональную деятельность на малой сцене нашего театра, это завтрашний день всего российского театра. Если мы будем думать только о сегодняшнем наполнении кассы, то неизбежно окажемся в тупике, как творческом, так и коммерческом.

Владимир АНДРЕЕВ.