Театр

Игра без партитуры

ИГРА БЕЗ ПАРТИТУРЫ

На малой сцене драмтеатра прошла премьера спектакля «Оркестр Титаник» по одноимённой пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева.
Эта постановка стала вторым спектаклем, поставленным в рамках проекта под названием «Студенты московских театральных вузов на малой сцене театра». Режиссер – выпускница ГИТИСа Юлия Беляева, сценография и костюмы – студентка последнего курса Школы-студии МХАТ Александра Ефимова.
Формат малой сцены, быть может, не позволяет ставить эпохальные полотна с десятками персонажей, однако он очень хорош для исследования внутреннего мира человека. Камерность позволяет заглянуть в самую глубину души. Конечно же, «Оркестр Титаник» совсем не про кучку бомжей, стремящихся уехать с заброшенного полустанка. Внешняя канва пьесы - лишь способ попытаться понять какие-то внутренние посылы человека, его переживания, сомнения и поиски единства с миром. Ни о какой партитуре в таком оркестре и речи быть не может. Куда приведут переживания и мысли в итоге, невозможно предугадать.
Спектакль, поставленный Юлией Беляевой, тревожит душу, будоражит воображение, заставляет думать. Наверное, это здорово. И неважно, что один человек увидит в нем чистилище, другой, может быть, попытку понять суть оппозиционного движения последних лет в России, а третий – терзания человека, потерявшего любимого друга. Что происходит с человеком, когда рвется единственная нить, соединяющая его с миром? Единого ответа на этот вопрос найти нельзя, но заставить задуматься об этом – можно. Чего и добилась, по моему мнению, Юлия Беляева.
К чести режиссера, хочется сказать о весьма умелом построении пространства действия. Зритель, сидящий с двух сторон сценической площадки, практически не испытывает раздражения от повернувшегося спиной персонажа. Точная выстроенность сцен достойна похвалы. Поначалу напрягает уж слишком ненатуральный поезд, однако потом понимаешь, что дело не в «системе железных дорог». Спектакль «не про поезд».
Достойны восхищения актерские работы в спектакле. Формат малой сцены, когда действие происходит «на носу» зрителя, когда до актеров легко можно дотронуться рукой и отчетливо видны глаза, не дает права даже на секундную фальшь. Почти кинематографичные крупные планы не позволяют схалтурить. Потрясающе трагичен, а временами до дрожи страшен Доко (актер Валерий Смородин). Совершенно по-новому раскрылась актриса Людмила Фесенко (Люба). Дьявольская улыбка Гари (актер Сергей Путинцев) заставляет почти физически съежиться, стать маленьким и невидимым. Все актеры, занятые в спектакле, чрезвычайно наполнены внутренне, они живут и действуют, и за их жизнью чертовски увлекательно наблюдать.
«Оркестр Титаник» Юлии Беляевой не развлекательное шоу и не заумный высоколобый квест. Режиссеру было что сказать зрителю, это отчетливо видно, и ей это удалось. Я уверен – на радость умному театральному зрителю.

Владимир АНДРЕЕВ.


http://www.vest-news.ru/article.php?id=27391