Театр

Двойная игра

ДВОЙНАЯ ИГРА

Обычно, когда мы покупаем билет в театр, то смотрим одну пьесу. Теперь в Калужской драме, как на распродаже в цивилизованных странах, два по цене одного. Постановка Константина Солдатова «Шум за сценой» хороша не только тем, что это - комедия. Пьеса - двойная комедия, где зрителям придется следить за двумя переплетающимися сюжетами.

Как это возможно? С этим вопросом мы и пришли к режиссеру действа, Константину Солдатову.

- Как вам удалось отыскать «двухэтажную» пьесу?
- Два года назад прочел пьесу, она показалась мне интересной своей сложностью, и я попытался найти ключик к ее многослойной структуре. Автор, англичанин Майкл Фрейн, написал ее в 1982 году, но играем мы про сегодняшний театр.

- То есть вы ставите перед собой зеркало?

- Принято сравнивать театр с зеркалом жизни, а в нашем спектакле двойные, тройные зеркала. Жанр мы обозначили как «открытая репетиция», это комедия положений. Актеры репетируют не очень качественную пьесу с не очень хорошей драматургией, с чем в жизни мы часто сталкиваемся. Происходит несовпадение желаний и реальности, на взаимоотношения персонажей накладываются личностные конфликты реальных людей, именно это «стреляет» во втором и третьем актах.

- Зрители смеются в тех местах, где вы планировали?

- Я не планировал определенную реакцию. Этот спектакль - актерский, и каждый раз все зависит от работы артиста, он привносит что-то свое. Даже на втором показе были новые шутки, «подколы», что было заложено в пьесе, но «проросло» уже в ходе развития спектакля.

- Английский юмор присутствует?
- Пьеса с «подвывертом», «подковыркой» по отношению к самой себе, к окружающим, к миру, в котором мы живем, к рынку. В 80-х годах у нас эта пьеса была совсем непонятна. Теперь мы знаем, что такое полиция, налоги, «чёс» со спектаклем по городам...

- Кто сделал эти идеи видимыми?

- Художник спектакля - Анжелика Бажина, но в программке она обозначена как Анжелика Брайт - та же двойная игра, что и в сюжете. Художница из Москвы, выпускница Школы - студии МХАТ, в прошлом году она делала дипломную работу, оформляла спектакль «Событие» по пьесе В.Набокова. Художник по свету - Никита Смолов, тоже выпускник Школы-студии МХАТ, сейчас работает в Большом театре. Владимир Бабинцев участвовал в постановке музыкальных номеров.

Перечислить персонажей и исполнителей непросто, потому что артист играет «артиста» и героя пьесы, роль которого он исполняет на репетиции, ведь у нас - пьеса в пьесе. Ольга Петрова играет Аду Николаевну, которая играет миссис Клакетт.

- Просто как «Дом, который построил Джек»!

- Точно так, Виктор Деринов играет Анатолия, который играет Роджера, Ирина Желтикова играет Олесю, которая играет Вики, Екатерина Клеймёнова играет Людмилу, играющую Флавию, Вячеслав Голоднов играет Петровича, который играет...

- Получается, что вы «нагрузили» артистов двойными ролями: «Мне снилось, что я ткачиха, которая часто бывает мною во сне», как поет Гребенщиков! И то же - в «Мышеловке» - пьесе внутри «Гамлета».

- В нашем случае в спектакле происходит даже тройной сон.

- Как у Лермонтова в одноименном стихотворении!

Немудреная, казалось бы, история, да и жанр не высокий - комедия, а структура ее так изящна, что навевает память и об Уайльде, и о Шекспире, и конечно, о Стоппарде. Школа английской пьесы - всегда школа вкуса и стиля. И, судя по первой реакции публики, у нее в Калуге прилежные ученики.

 Валентина РЕЧКИНА.
 
http://znamkaluga.ru/content/view/5010/966/