Театр

Вершки и корешки могучего Лира

Вершки и корешки могучего «Лира»

Премьера, о которой два года велись разговоры в околотеатральных кругах, наконец-то состоялась!

Спектакль «Король Лир» в постановке Александра Баранникова шел к зрителю очень долго. Многие СМИ подхватили высказанное директором театра Александром Кривовичевым предположение о мистическом аспекте всего, что связано с пьесами, подписанными Уильямом Шекспиром. Болезни и даже смерть артистов, сложности в механике декораций, недуг самого режиссера - все это можно, конечно, отнести к таинственной стороне за гранью реального мира.

На мой скромный взгляд, никакой мистики нет. Спектакль как ребенок, он должен родиться, когда все его органы будут готовы к выходу в мир. И никакие инструкции и нормы здесь не помогут. Александр Баранников сделал своего «Лира» в тот срок, какой был необходим для появления на свет внятного, умного, удивительно тактичного спектакля. Время понадобилось, вероятно, ещё и для понимания невозможности объяснить самую важную в пьесе деталь: зачем Лир начал делить своё королевство?

Глобальный вопрос, заданный в пьесе, не имеет пока ответа. Символично пошутил на премьере актер театра Игорь Корнилов. Он преподнес режиссеру букет, который в руках Александра Георгиевича развалился на две части: корешки остались в руках Баранникова, а вершки – собственно красивые цветы – Игорь подарил Михаилу Пахоменко. Корешки остались в руках режиссера, загадка осталась неразгаданной, но увиденное в тот вечер на сцене драмтеатра достойно оваций и, конечно, прекрасных цветов.

Глубокий философский смысл материала, его бесконечные потайные ходы, выводящие на огромное количество вопросов бытия, невозможно постичь одним махом. Но в силах режиссера дать в руки зрителя невидимые нити, подтолкнуть к мыслям, которые, быть может, никогда не возникали до этого. Александру Баранникову, на мой взгляд, удалось это сделать.

Внешне спектакль, если смотреть его невнимательно, видится добротным пересказом шекспировской трагедии. Интересные декорации, хорошая игра актеров. Тем, кто не знаком с наследием под названием Шекспир, будет весьма любопытно следить за перипетиями действа. Если взглянуть более внимательно… вновь виден пересказ пьесы Уильяма Шекспира. И только очень вдумчивый и начитанный зритель сразу заподозрит неладное в нарочито символических декорациях, в кажущейся простоте построения мизансцен. И будет, вероятно, прав в своих сомнениях.

Режиссер попытался вынести на первый план не костюмированный быт, а чувства, которым, как известно, все равно, какой на дворе век. Весь спектакль сплетен из эмоциональных тончайших паутинок-связей, из мимолетных пауз и ненавязчивых акцентов. По моему мнению, «Короля Лира» Александра Баранникова стоит смотреть, с самого начала пытаясь ухватиться хотя бы за одну из предложенных режиссером «паутинок» и плыть по чувственным импульсам, очень точно расставленным по всему полотну спектакля. Это что касается «корешков».

«Вершки», как я уже упомянул выше, не менее добротны и красивы. В антракте кто-то из завзятых театралов бросил фразу: «Умеет же Баранников заставить актеров играть!» Доля истины в этих словах, конечно же, есть, но не «заставить» бы я сказал, а увлечь. Получился, что называется, «ансамблевый» спектакль. Дыхание актеров шло в едином ритме, единой пластике.

Кстати, хотелось бы отметить изящные хореографические «подпорочки» спектакля. «Танцующие мысли» Лира возникали лишь там, где они были действительно необходимы. Их движения сложно назвать танцем, это некий сгусток мыслей воспаленного мозга Лира, который визуально трансформировался. Очень эмоционально точно и сильно сделаны эти сцены.

Для меня явился откровением актерский талант режиссера. Александр Баранников в роли Глостера был правдив и органичен. Сыграть в собственном спектакле такую ответственную роль дорогого стоит. Александр Георгиевич пошел на это и выиграл. Противостояние миро-ощущений Глостера и Лира явственно читается в постановке. Радует, что поданы они без намека на дидактизм, очень тактично по отношению к зрителю.

Сам король Лир в исполнении народного артиста России Михаила Пахоменко не выглядел ходульным хрестоматийным персонажем. Честно говоря, был у меня страх увидеть на сцене обезумевшего, с вращающимися зрачками старика. Нет, Михаил Арсентьевич делает своего персонажа очень человечно, чуть ли не по- домашнему. Не «высокую трагедию» играл Михаил Пахоменко, но рассказывал историю обманувшегося старого человека.

Однако ни Александр Баранников, ни, увы, признанный мэтр сцены Михаил Пахоменко не смогли избежать очень распространенной и въедливой неприятности. Оба они с первых секунд существования на сцене начинают «играть финал». В глазах могучего короля Лира, властного, уверенного в себе, мелькают огоньки молний бури второго акта. Глостер Александра Баранникова тоже, похоже, знает, чем дело закончится, уже в самом начале спектакля.

Не вызывает дискомфорта и бросающаяся в глаза разница в возрасте дочерей Лира. Корделия (актриса Мария Артемьева) скорее годится ему во внучки. Не возраст важен в этом спектакле, а мысли и чувства - этим оправдывается многое. Хотя в отдельных сценах Корделия-Шут, на мой взгляд, актриса пропускала важные моменты, сумбур и торопливость явно не шли ей на пользу. Очень хочется отнести это на премьерные волнения.

К чести режиссера, шекспировская трагедия в его интерпретации смотрится очень динамично. Затянутости постановки не чувствуется. Вашего покорного слугу покоробили лишь звуки трубы. Своей музыкальностью и явной «фонограммностью» они, на мой взгляд, диссонировали с общим музыкальным сопровождением спектакля. Собственно, вспомнить музыку в «Короле Лире» мне оказалось делом сложным. Она составляла единое целое со всем действом.

Кстати, Александр Баранников так и не смог понять, что ему делать с пучком корешков, подаренных ему после премьеры. Позволю себе совет: эти корешки нужно отнести в потайное место, выкопать ямку и посадить их там. Тщательно поливать и не забывать периодически исполнять вокруг шаманский танец, стуча в волшебный бубен. Тогда, я уверен, из них вырастет ещё один шедевр.

Владимир АНДРЕЕВ.


http://www.vest-news.ru/article.php?id=50063