Театр

Восторженный полёт

Главному режиссёру Калужского драматического театра Александру Плетневу исполнилось 50 лет. Свой первый серьезный мужской юбилей наш герой встретил «во всеоружии» - премьерой спектакля «Попытка полета» болгарского классика ХХ века Йордана Радичкова и книгой того же названия «о времени и о себе», превосходно изданной и оформленной.
На юбилейный вечер в Калугу съехались гости из Москвы, Владимира, Твери, Саратова, Орла - тех
городов, где Александр Плетнев в разное время ставил спектакли. И было, конечно, очень много калужан, верно и преданно любящих свой театр и гордящихся им по праву. Ведь 17 лет, что провел в этих стенах сначала очередным, а потом и главным режиссер Александр Борисович Плетнев, стали не только попыткой, но полноправным полетом к высотам театрального искусства - порой дерзкого, вызывающего, порой неожиданного, тем не менее всегда глубоко индивидуального. И не только для самого режиссера - для многих артистов, раскрывшихся за эти годы неожиданно и очень интересно.
Мне довелось видеть спектакли Плетнева в разных городах после того, как на фестивале в Ярославле более полутора десятилетий назад нас свела судьба - это был первый его калужский спектакль, Гоголевские «Игроки», пленившие меня блистательными актерскими работами, неожиданным решением пространства и ненавязчиво, но очень талантливо пронизанные мыслью режиссера о том, что все мы, в конечном счете, игроки - более или менее удачливые, более или менее способные к обману, предательству, изворотливости...
Как у каждого режиссера, есть и у Плетнева спектакли, которые я люблю больше, а какие-то меньше, есть удачи бесспорные и относительные. Но, пожалуй, главное в нем для меня - неустанное стремление взлететь, приподняться над обыденностью и условностями, воспарить, чтобы увидеть человеческие характеры и жизненные ситуации словно немного сверху, в том ракурсе, который далеко не каждому виден и очевиден.
В каждом городе, где Александру Плетневу довелось работать, непременно появляются влюбленные в него артисты, верящие, преданные его замыслам и воплощающие их поистине великолепно. А уж про родную Калугу и говорить нечего! Не только выращенные им ученики, но и мастера старшего поколения безгранично доверяют своему режиссеру. И когда в финале первого отделения юбилейного вечера они под музыку появлялись на сцене в костюмах своих персонажей, сыгранных за семнадцать лет, - это было яркое и сильное зрелище. И - волнующее, потому что вместе с ними словно возвращались на театральные подмостки образы «Трех сестер», «Лодки», «Если любишь – найди», «Ревизора», «Женитьбы Фигаро», «Героя», «Похождений Шипова», «Дома Восходящего Солнца» и многих других спектаклей.
В кадрах кинохроники, запечатлевших Плетнева в детском возрасте, трогательно и забавно смонтированных с кадрами разных десятилетий, есть несколько, где режиссер дает интервью... на крыше, словно собирается вот-вот взлететь. Я видела эти кадры не в первый раз, но впервые подумала о том, что попытка осталась позади - он давно уже летит, этот мальчишка, ставший мастером. И он не утратил того редкого чувства, без которого полет становится невозможным - восторженности по отношению к своему делу, к тем, кто так же безгранично предан этому общему делу, по имени Театр...

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ.