Театр

Актуальная премьера

Актуальная премьера:
В Калужском драмтеатре убили дракона

В Калужском областном драматическом театре премьера — спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон».

Режиссер Константин Солдатов предварил премьеру, состоявшуюся 14 февраля, генеральным прогоном на зрителя, собравшим полный зал. Поэтому по сути получилось фактически две премьеры, и обе прошли при аншлаге.
В спектакле задействовано более тридцати актеров, в том числе и студенты калужского актерского курса Щукинского училища. Необычное сценографическое решение, яркие костюмы Эли Невинной, декорации художника-постановщика Арины Слободяник, органически вплетенная в ткань сценического повествования хореография Евгении Талецкой и Ксении Голыжбиной, музыка Натальи Голубевой и мультимедийная составляющая.
По мнению зрителей, столь масштабного представления в театре уже давно не было.
Главный художник театра Максим Железняков вообще назвал состоявшееся событие чудом, о чем он написал на странице «Калужский театралъ» в «Фейсбуке».
«Совсем не хочется выбирать пышные слова типа «триумф» или «успех», ибо они не выражают всего набора эмоций, который есть у меня и который я вчера разделял и со зрителями, и с коллегами. Случилось именно Чудо! И самая главная компонента его в том, что мы Можем и Умеем, и мы — Театр! Спасибо всей постановочной группе, всем актерам, всем службам за это единение и благополучное рождение!» — написал Железняков.
Зрителю предстояло решить, насколько замысел режиссера соответствует замыслу хорошо известного, ставшего уже давно классическим драматического произведения. Идя вслед за автором (победить в себе дракона) Солдатов, кажется, решил, что для современности весьма подходит попытка заставить героев действовать в рамках компьютерной игры, которую можно было бы назвать «Убей дракона». На это намекает пожарный занавес, закрывающий сцену перед спектаклем, с проекцией на него игровой заставки.
А когда занавес поднимается, мы видим разметку взлетной полосы и конструкции, напоминающие крылья аэроплана, они же — крылья дракона.
Ланцелот — летчик или парашютист, спускается с небес в уготованную для него локацию, где надо подготовиться к битве с драконом. Но сначала выяснить все его характеристики, понять, каковы опции этого чудища, и заготовить все нужное для победы.
И здесь он сталкивается с необходимостью взаимодействовать с огромным количеством персонажей, вовсе не стремящихся оказать ему помощь. В компьютерной игре никого не переубедишь, ни с кем не поговоришь по душам, не вылезешь за границы жесткого авторского сценария, а с автором — не поспоришь.
И, кажется, это главный замысел режиссера — не столько победить дракона на очередном уровне игры, сколько вырваться за рамки жесткой заданности, найти в себе силы стать свободным человеком, не зависящим от невидимого кукловода.
Убедить остальных в том, что они тоже могут стать свободными, но для этого надо умудриться заглянуть за границы мира, в который тебя поместили и из которого безжалостно не выпускают. Вот тогда и начинается настоящая битва, не игрушечная. С драконом вне тебя и с драконом в себе.
Оговоримся, что сказка для взрослых «Дракон», написанная как антифашистский памфлет в 1943 году, под пером гениального драматурга переросла изначально заложенный в нее смысл. Недаром «Дракона», хоть и публиковавшегося в собраниях сочинений Шварца, в театре десятилетиями не ставили. Единичные постановки в 1962 году, конечно, не в счет, хотя и они, наверное, сыграли в те времена свою важную роль. Прорыв настал лишь в 80-е годы прошлого столетия.
Побежденный Дракон у Солдатова не погибает, а собирает чемоданы и уезжает куда-то на время. Когда и где ты с ним встретишься — неизвестно, но эта встреча неизбежна.
Победившая в себе дракона Эльза в финале улетает вместе с Ланцелотом на самолете, крылья которого, занимающие все пространство сцены, еще совсем недавно были крыльями дракона.
Но, как мы помним, даже исчезнув физически, дракон остается в душах горожан, воплощается в новых тиранах («Меня утешает, что я оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души»). И теперь настает момент, когда его надо изгонять из себя.
Перекличка с Чеховым (выдавливать из себя раба по капле), может быть, банальна, но все же очевидна.
Чрезвычайно насыщенный действием, сценическими событиями, без пауз и пустот, спектакль по идее должен держать зрителя в напряжении. Хватило ли актерскому коллективу драйва, энергии, столь необходимой страсти, будут судить сами зрители. Независимо от их вердикта, солдатовского «Дракона» в Калужском областном драматическом театре обязательно стоит посмотреть.

Владимир ПЕТРОВ.

http://kaluga24.tv/aktualnaya-premera-v-kaluzhskom-dramteatre-ubili-drakona/