Театр

По щучьему хотению

По «щучьему» хотению


Студенческий спектакль исполнил желания зрителей.


Четыре новеллы великого американского романтика О.Генри, четыре истории о том, как любовь побеждает практицизм, и два потрясающих часа на малой сцене Калужского областного драматического театра.

Критики, наверное, найдут целый ворох ошибок, недоработок, логических разрывов и бог знает что еще в этой учебной работе калужских третьекурсников Театрального института имени Щукина при Вахтанговском театре. Но смеем предположить, что всего этого (если оно, конечно, есть – ведь автор не критик и имеет право на чистое восприятие) не увидит зритель. Потому что спектакль режиссера-педагога Елены Одинцовой «Любовь и деньги» отличается одним замечательным качеством: режиссер и молодые актеры, еще студенты без дипломов, как говорится, творили единым духом, с любовью и страстью. И этой любовью и страстью просто дышала премьера, прошедшая 21 ноября на малой сцене облдрамы.

В основу спектакля положены новеллы «Дары волхвов», «Роман биржевого маклера», «Горящий светильник» и «Из любви к искусству». Все они объединены главной мыслью писателя, сквозящей практически в каждом его рассказе, любовь, самопожертвование ради близкого тебе человека сильнее мечты о богатстве, карьере, положении в обществе.

Актеры готовились к представлению, они входили в роль, окунались в атмосферу Нью-Йорка начала XX века прямо на глазах у зрителя, облачались в костюмы, снимая их с вешалок импровизированного шкафа. И тут же начиналось действие.

Первое, что увидел зритель, ставшие хрестоматийными «Дары волхвов», пожалуй, одно из самых известных произведений О.Генри. И потому возник поначалу страх, что эта хрестоматийность может погубить весь спектакль. Воплощений театральных и кинематографических было много, и что тут еще играть? Однако свобода обращения с материалом, которую позволили себе актеры вместе со своим педагогом, совершила настоящее чудо. Дэлла (Татьяна Селиверстова), а этого не было у О.Генри, представила несколько вариаций зарабатывания денег на подарок Джиму (Антон Смородин) к Рождеству. Но живое ее воображение каждый раз рисовало мужа, становившегося случайным свидетелем ее попыток, отчего все варианты отметались с чувством стыда и позора. Показано ярко, с юмором и использованием кинематографических приемов замедленного действия, ускоренной и обратной прокрутки.

Мы помним, что подарили друг другу Дэлла и Джим: цепочку для часов, которые Джим продал, чтобы купить черепаховые гребни, которыми теперь расчесывать было нечего, поскольку Дэлла продала свои волосы, чтобы купить эту самую цепочку.

Несколько иная история в «Романе биржевого маклера». За захватывающим и высасывающим все силы и соки процессом купли-продажи акций (актеры с хрустом и радостью окунулись в изображение этого процесса, заставляя зрителя, не отрываясь, следить за происходящим) шеф маклерской конторы Гарви Максуэл (Кирилл Бессонов) забыл о том, что женился на своей стенографистке (Евгения Сергеева) день назад, влюбился в нее вновь и вновь сделал ей предложение. Это было настолько трогательно, настолько живо и естественно, что каждый, кто хоть раз в жизни испытал чувство радостного удивления, когда зажигается это фантастическое чувство, может сказать: да, так оно и есть в жизни, так оно случилось и со мной.

Вообще компания из этой новеллы вызывает восторг. Такого задора и юмора, с которым актеры играли юных и веселых борцов за свое процветающее будущее в мире, где у всех есть шанс, право, давно не видел на нашей сцене.

Если любишь, наплевать на то, что выходишь замуж за монтера, а не сталелитейного магната. Как это случилось в «Горящем светильнике».

Кстати, в этой новелле проявилось, пожалуй, ярче, чем в других, умение актрис сыграть то, что у писателя сообщено в одном-двух предложениях. Вот попробуйте на всем протяжении действия быть именно такой: «Пурпурное платье плохо сидит на ней, перо на шляпе на четыре дюйма длиннее, чем следует, но ее горностаевая муфта и горжетка стоят двадцать пять долларов, а к концу сезона собратья этих горностаев будут красоваться в витринах, снабженные ярлыками «7 долларов 98 центов». У нее розовые щеки и блестящие голубые глаза. По всему видно, что она вполне довольна жизнью». Или: «У нее высокая прическа помпадур и корректнейшая английская блузка. Юбка ее безупречного покроя, хотя и из дешевой материи. Нэнси не кутается в меха от резкого весеннего ветра, но свой короткий суконный жакет она носит с таким шиком, как будто это каракулевое манто. Ее лицо, ее глаза… хранят выражение, типичное для продавщицы: безмолвное, презрительное негодование попранной женственности, горькое обещание грядущей мести».

Соне Абдуллаевой (Лу) и Кристине Стебуновой (Нэнси) это удалось великолепно.

И если ты готов пожертвовать собой, даже если ты, художник Джо (Александр Панов), идешь работать в котельную, чтобы твоя любимая Дилия (Екатерина Буреничева) могла продолжать учиться музыке, то эта жертва не напрасна, как в новелле «Из любви к искусству». Дилия, как можно догадаться, делает то же ради великого будущего Джо. И оба не проигрывают, потому что всем на свете правит любовь, как тут ни крути.

Особая прелесть этого спектакля, наверное, в том, что актеры не пытались играть собственно американские истории. Замечательные костюмы, якобы американские, американские имена пусть не обманывают. Игрались истории вненациональные, вневременные и внегеографические. Неважно, что все это родилось на берегах Гудзона. На берегах Оки или Волги все то же самое. Это удивительное свойство настоящих писателей – стать своими для всех. Оттого замечательные новеллы О.Генри так хорошо поддаются пластическому воздействию русского театра.

Теперь надо сказать, что некоторые студенты этого калужского курса Щукинского училища уже зачислены в труппу театра. Их активно задействуют в спектаклях. Поэтому актерский опыт у них уже есть. Зритель видел «Незнайку». Этот спектакль также родился из учебной работы калужского курса «Щуки». Режиссер-педагог утверждает, что, возможно, занятость в спектаклях Калужского театра мешает их учебе. Ребята отвлекаются на репетиции и работу в спектаклях. Но по большому счету это все равно хорошо.

- Они прекрасно знают, что их ждет впереди. И готовы к этому своему будущему, - считает Елена Одинцова.

И добавим, творят его прямо сейчас, с удовольствием обживая сцену. Посмеем предречь спектаклю «Любовь и деньги» хорошее будущее. Сыграно блистательно, так искренне, какими могут быть только молодые сердца. Станиславский кричал бы «верю!», а за ним и все зрители, но им-то как раз было не до Станиславского. Так очарованы они были нежной, веселой, почти новогодней комедией, которой обернулся обыкновенный учебный спектакль студентов театрального вуза. И, кстати, спектакль включили в репертуар театра на декабрь. И уже почти все билеты проданы.

Владимир Петров.

http://www.vest-news.ru/article/75086