Театр

Без любви холодно

БЕЗ ЛЮБВИ – ХОЛОДНО

Калужскую театральную жизнь не назовешь скучной

Как актеры Калужского драматического, так и преданные зрители виртуозно приноравливаются к режиссерам со всей необъятной, которые жаждут реализовать себя на калужской сцене. Отдельную очередь составляют дипломники московских театральных вузов – постановщики и художники.
Вот и сейчас режиссер-дипломник ГИТИСа Иван Миневцев поставил на малой сцене спектакль по пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов». Автор – молодой (тридцать) минский актер и драматург – уже участвовал, поощрялся, активно ставится на родине и за ее рубежами. Пришел и наш черед.

Зритель опасается с нетерпением
Встречает ли калужский зритель спектакли дипломников с опаской? Не больше, чем работы маститых режиссеров. Мы доброжелательны, но строги и требовательны даже в своих ожиданиях. И «Тихий шорох» - спектакль, который случился!
Это спектакль о любви и ее «порывах благотворных». И о ее отсутствии как причине многих болезней. Но не ждите романтической истории влюбленной пары. Это о любви к семье и родине.
Осенняя распутица в деревенской глубинке, покосившийся деревянный домик, кто-то заунывно напевает белорусскую народную. Старик Дмитрич (Вячеслав Голоднов) тоскует об ушедшей жене. Не с кем ему душевно пообщаться, кроме верного друга Юрасика (Михаил Кузнецов): дети разлетелись кто куда, иные вроде и недалече, а все равно как за океаном. Холодно и слякотно. И вот Дмитрич уходит вслед за женой. Съезжаются-сходятся пятеро детей – четыре дочери и сын. Зачем встречаться людям, которые давно потеряли друг друга?
Стоит вопрос продажи родины
Их жизни, как принято выражаться, не сложились. Элегантная красавица Наталья (Дарья Кузнецова) – жительница Канады, предмет зависти многих. И вдруг победительная иностранка в секунду превращается в рыдающую от незащищенности и одиночества простую бабу, брошенную мужем за тридевять земель. Нет родины, нет любви – податься куда? Зина (Людмила Фесенко): за тонким макияжем интересной интеллигентной женщины - ужас того же одиночества и неустроенности, нелюбви к профессии сельской учительницы. Актриса безошибочно вызывает у зрителя брезгливую жалость к этой несчастной пьянице-тихушнице. Хищная Людмила (Елена Соколова) озабочена приобретением: прикупила глупенького, но немаловажно молоденького мужика (Сергей Путинцев) и хотела бы урвать еще, что придется. Анна (Татьяна Селиверстова) – молоденькая, светлая девочка, но уже с незавидной судьбой матери-одиночки. И тоже без любви. Неладно как-то все.
Торопливо сходили на кладбище, торопливо выпили из подручной тары на могилах родителей. И все ждали, когда же зайдет разговор о главном – продаже семейного гнезда, чтобы на те жалкие гроши как-то сколько-то протянуть. Ругались с визгом и подвыванием. До любви ли тут?
Может, их помирит брат, отставной офицер Александр? Эта роль как будто ждала Дениса Юшечкина. Плотный, по-крестьянски основательный, добрый и совестливый – он один из своей семьи по-настоящему любит родину, семейный дом. Актер убедительно раскрывает болящую душу хорошего человека: он старается помирить, взывает к памяти детства, но тщетно. Александр напряженно ищет тот самый смысл жизни, который утеряли его родные. Давно не звучал в нашем театре с такой пронзительностью вопрос «Ты меня любишь?!».
Чего скрывать – мы любим мистику
Писатели-деревенщики недалекого прошлого – Василий Шукшин, Василий Белов, Федор Абрамов – наверное, удивились бы, если бы им сказали, что глубину тексту придает небольшая доза мистики. Но времена меняются. И в сюжет пьесы встраивается медиум. В исполнении Сергея Вихрева он далек от уверенного в своих методах психотерапевта. Этот нервный, тонкий, страдающий человек проводит Александра лабиринтами подсознания, и зритель уже теряется между сном и реальностью. А Вихрев, после прекрасных работ в «Драконе» и «Гупешке», уверенно набирает зрительские очки.
Декорация художника-постановщика, дипломницы ГИТИСа Ольги Богатищевой -важнейшее действующее лицо спектакля. Мы не оговорились. Своеобразный щит из ветхих досок перегораживает сцену, изображая то стену деревенского дома, то границу между детством и взрослой жизнью, границу со смертью. Сквозь нее протягивают руки, ища человека; сквозь нее просачиваются лучи солнца - она живет вместе с героями.
Спектакль «Тихий шорох уходящих шагов» нужно смотреть не ради развлечения, а для раздумья. А еще – чтобы познакомиться с интересными новыми людьми, которые, надеемся, получат возможность поставить спектакль и на большой сцене Калужского драматического.

Владимир Карпов