Театр

Только б не было войны

Только б не было войны

Забегая вперед, скажу, что постановка московского режиссера Петра Орлова на калужской сцене меня тронула. На мой взгляд, режиссер очень тонко прочувствовал и передал атмосферу жизни и взаимоотношения послевоенной поры. Да, послевоенной, хотя в пьесе Володина и спектакле - конец пятидесятых. Но у автора пьесы все правильно, страна еще жила так, как будто вот только все закончилось: и живы еще были воевавшие, и военные истории, и не сбывшиеся надежды. Орлову просто надо было почувствовать, вжиться самому и настроить на послевоенную волну актеров. У режиссера получилось.
Замечательны декорации – эти бесконечные чемоданы, делающие похожей нашу жизнь на вокзал. Еще одна ассоциация, яркая и трогательная одновременно, дающая пищу для размышления пытливому уму. Вокзал разобщает и сплачивает, там столько народу. Но не все уезжают, в послевоенное время все должны, наоборот, возвращаться. Ведь новая жизнь, счастливая, светлая. Совершенно сумасшедшая в хорошем смысле сценография, я потрясена. Вокзал противопоставляется войне: она отбирает, разлучает, он возвращает, соединяет.
И вот на фоне этого вечного вокзала происходит одна судьбоносная встреча. Тысячи таких встреч происходят каждый день и происходили. Но все они в этой одной отображаются и отражаются как в зеркале. Может, и у Володина была такая, ведь он воевал, вернулся, кто знает? Встреча водителя с Севера и его возлюбленной, некогда потерянной в военное время, Ильина (Леонид Клец) и Томы (Ольга Петрова) составляет нехитрый, но очень светлый сюжет. Здесь и воспоминания о довоенных отношениях, о том, как было счастливо и спокойно, картины дальнейшей жизни. И все это разложили перед зрителем в пять вечеров – пять важных моментов, ступенечек к счастью. А оно, счастье, должно быть непременно в конце. А как же иначе, ведь самое страшное-то уже позади, война-то кончилась. Любовь должна восторжествовать. И она побеждает: она воскресает в сердцах героев, она зарождается в юных душах подросших детей – студента Славы (Александр Панов) и телефонистки Кати (Екатерина Буреничева).
Спектакль насыщен тем временем – его точно передают предметы быта, костюмы, манера двигаться, одеваться, вести себя. Поразительно, как это все передано. На меня лично сразу нахлынули воспоминания. Хоть я и родилась в конце 60-х, но все мое детство сопровождалось такими же предметами и приметами. Это мелодрама. Обычно этот жанр не жалуют критики. Да и что там критиковать, ведь совершенно непонятно, на первый взгляд, о чем пьеса. О любви? Но, по мнению критиков, которые обычно ищут какой-то особый смысл, - это вряд ли интересно. А по мне, так в таких незначительных с виду моментах и раскрывается смысл жизни. Герои спектакля нашли друг друга, встретились, пройдя сквозь жизненные испытания, сохранили свою любовь. А что движет жизнью? Любовь. Она оживляет, возрождает, поднимает из руин. Она важна.
Очень впечатлила игра актеров, особенно Екатерины Буреничевой. Я и поплакала, и посмеялась всласть. Молодая актриса только начала свою карьеру, на мой взгляд, совершенно обычно играла в других спектаклях. А здесь – просто фейерверк эмоций, виртуозной игры. Просто заставила взглянуть на себя зрителя другими глазами. Хороша и роль Тимофеева у Захара Машненкова. Этакий увалень, сухарь - главный на заводе, но совершенно далекий от жизни и любви. И вдруг просыпается. Трогательно. Аутентичен племянник Слава в исполнении Александра Панова. Прям веришь. Ну, а Ильина Клец сыграл просто восхитительно! Я сразу папу своего вспомнила в молодости, он был шофером. Такие же широкие брюки и шляпа. Ну очень похоже!
Отрадно, что режиссер и актеры не пытались повторить одноименный фильм Михалкова-Адабашьяна, принесший успех и Гурченко, и Любшину. Мне даже кажется, что спектакль нашего театра лучше. Во всяком случае я бы с удовольствием посмотрела еще раз этот спектакль, вызывающий ностальгию.
Кстати, в массовке в спектакле играют немаловажную роль среди прочих наши семейные чемоданы Петровых-Скалдиных, оставшиеся в наследство от родителей. Приятно, когда вещи находят свое место, а не исчезают бесследно на мусорной свалке.
Драматург заканчивает пьесу словами: «Лишь бы не было войны!» Режиссер Петр Орлов тоже оставляет эту фразу как финал спектакля. И эта фраза не просто дань автору, она важна. Дело в том, что все, что происходит на глазах зрителя, все это - счастье, любовь возможны только, если этому не помешает опять война. Потому эта фраза Ольги Петровой естественна. Актриса ее прямо-таки выдыхает: уф, все теперь будет хорошо. И это правда. Так думаю и я в счастливые моменты жизни. И, уверена, многие люди: только б не было войны.

Татьяна Петрова.