Театр

О чём молчали Чук и Гек

О чём молчали Чук и Гек

Спектакль молодого режиссёра заставил задуматься о безоблачности детства.

Сюжет пьесы «Телеграмма» драматурга Олега Михайлова основан на веселом и трогательном рассказе Аркадия Гайдара про непоседливых братьев-малышей, которые в силу своего соперничества попали однажды в неприятную ситуацию с телеграммой от папы. В детстве многие из нас любили этот смешной рассказ, в котором все приключения заканчивались красивой новогодней историей. В детстве это в моем беззаботном детстве, лет сорок назад. Но произведение Михайлова вовсе не про это. А про обратную сторону того времени, когда Гайдар написал свой рассказ. Были это суровые 30-е, а значит, кто знает, тот поймет, что это было совсем не безоблачное время. Пьеса Михайлова - про одну семью из того времени. Про семью актрисы латышского театра Марии Лейко и судьбу самого театра «Скатувэ» в Москве 30-х.
Молодой петербургский режиссер Ярослав Рахманин, для которого этот спектакль стал дипломным, сумел поставить на малой сцене облдрамы очень пронзительный спектакль. На протяжении всего действа у меня в глазах стояли слезы. И еще не покидало чувство вины, что там, в своем беззаботном детстве, я ничего не знала о той боли, о том страхе. И оттого так больно сейчас.
Почти нет декораций, но они так резко очерчивают трагедию! Спасибо художнику-постановщику Арине Иксановой. Всего три актера - Светлана Никифорова - Мария, Елена Короткова, играющая ее дочь, и Сергей Вихрев - то солдат, то кондуктор, то геолог, а то и «отец народов». Все действие в напряжении, в ожидании страшного. И даже мелодии прошлых лет не спасают от прозрения - никто не вернется, в любой миг может рухнуть все, что любил.
Драма насыщена символами: красная косынка, она же галстук и колпак палача; пионерский горн, как набат, как безутешный колокол; использование темных цветов. Все эти детали только усиливают трагизм ситуации.
Прекрасное сценографическое, звуковое и световое решение спектакля помогает восприятию. Это спектакль-реквием. Потому по окончании его хочется молчать. И, конечно, гайдаровские рассказы уже не будешь читать, как прежде. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной». Эти слова писателя горят теперь в сердце с особой силой и отзываются болью в душе.
Фото Андрея гусева.
Кстати
Перед спектаклем я поинтересовалась у Светланы Никифоровой, как ей, опытной актрисе, работалось под руководством молодого режиссера.
Светлана призналась, что это была непростая для нее работа, да и вообще современная драматургия - это не так просто, но очень интересно. Приходится искать точки соприкосновения с режиссером, с партнерами, с другим временем. Это и другое преломление уже знакомой темы, когда открываешь в себе то, что даже не ожидал. По мнению актрисы, в работе все время необходимы эксперимент и движение, пересмотр своих сценических взглядов.

Татьяна Петрова