Театр

Скорый из Букурешта

Скорый из Букурешта

241-й сезон театр драмы начал красивой любовной историей.

В ужасном военном 1942 году румынский драматург Михай Себастиан написал пьесу «Безымянная звезда», рассказывающую о том, что вечно живо, несмотря на войну и другие катаклизмы. И это не только любовь к женщине, но и сильное увлечение чем-то, любовь к жизни в целом. «Безымянная звезда» - то же, что «Ленинградская симфония» Шостаковича – возрождающая и вселяющая уверенность в победу светлых сил. И пусть любовь героев пьесы не сбылась, но она оставила свет во многих душах, как безымянная звезда где-то далеко в космосе, невидимая, но согревающая сердца.
Сюжет неожидан и прост одновременно. Небольшой городок сотрясает небывалое происшествие: скорый из Бухареста – символ блистательной жизни высшего общества, который никогда не останавливается на маленьких станциях, вдруг остановился, чтобы высадить пассажирку. На провинциальном перроне появляется утонченная дама в вечернем наряде, которая пыталась оплатить проезд фишками из казино. Она – звезда, неведомым образом сбившаяся с орбиты: ничего не понимающая и не знающая в мире вне блистательного света, без денег, голодная, без нормальной человеческой одежды. Не считать же одеждой вечернее платье. Учитель Марин Мирою – астроном, и в душе тоже. Он не только видит звезды, которые не видны даже в телескопы, его мягкое и чуткое сердце очень зорко. Он дает приют красавице Моне в своем убогом жилище с садовой лейкой вместо душа. Звезды, которые никогда не отклоняются от своего пути, соединяют молодые сердца. Оба понимают, что самое важное на свете – это любовь. Но Себастиан, хоть и романтик, разлучает своих героев. Утро возвращает всему реальные очертания и свойства. Любовник увозит Мону. Только жизнь героев больше не будет прежней, как и жизнь других обитателей маленького городка.
«По крайней мере знаешь, что ты не один под этими бесконечными небесами, что где-то, в другом мире, в другом созвездии, на Большой Медведице, или на Полярной звезде, или на Веге… Или на моей безымянной звезде… Это смешное приключение, которое зовется нашей жизнью, повторяется вновь – под таким же небом, но с другой судьбой. Может быть, там все, что здесь тяжело и тесно, там легче, все, что здесь темно и неясно, там прозрачно и залито светом. Все, что мы здесь не можем довести и до половины, – все наши искренние порывы и несбывшиеся мечты – все то, что мы хотели бы осмелиться сделать, но не осмелились, хотели бы любить, но не полюбили, все-все там осуществимо, просто и легко». Эти горькие слова, полные драматизма, но и надежды, сказанные бедным учителем Мирою, объясняют все. Есть горькая реальность. Но есть и надежда, позволяющая жить, любить, творить.
Мне посчастливилось увидеть игру двух составов, Мону играют две разные актрисы: Дарья Кузнецова и Анна Сорокина. Первая Мона более чувственная, взбалмошная, избалованная и капризная, вторая – заставляет на минутку поверить, что вот сейчас, сейчас она все же вернется. Это были разные спектакли, но оба очень и очень красивые, романтичные, вдохновенные. Михаил Кузнецов в роли Удри незабываем совершенно. И все другие актеры – Дмитрий Денисов, Сергей Вихрев, Светлана Никифорова, Елена Короткова - играли так, как будто они вовсе и не играют, а просто так живут. Особенно хороши Дмитрий Денисов в чистоте и неподдельной искренности Мирою и Сергей Вихрев в подлости, реалистичной жестокости и снобизме своего героя.
Спасибо режиссеру-постановщику Виктории Печерниковой за спектакль, от которого щемит сердце, но которым хочется наслаждаться еще и еще. Пьеса длится три действия, но смотрится на одном дыхании. И конечно, сценические решения художника Максима Железнякова на высоте. Потрясая своей простотой и логичностью, сценография позволяет глубже вникнуть в происходящее, в конфликт героев и обитателей, четче очертить образы.
Знаю, многие любят фильм, поставленный в 1978 году Михаилом Козаковым, сыгравшим и одну из главных ролей. Спектакль Калужского театра вы полюбите тоже. За красоту, искренность и неподдельность чувств.

Татьяна ПЕТРОВА.