Театр

Мы должны раздеться

Мы должны раздеться

Дипломницы поставили на малой сцене Калужской драмы повесть Евгения Водолазкина

Это уже не первый спектакль в рамках проекта «Дипломники столичных театральных вузов на малой сцене театра». Проект очень интересный. Мало того, что можно напрямую познакомиться с творческими течениями, которые зарождаются в современном театре, увидеть с пылу, с жару, это еще и любопытнейший взгляд молодых на литературу и драматургию.

Режиссёр-постановщик и автор инсценировки – Яна Селезнёва (Москва, ГИТИС, 5-й курс, мастерская заслуженного деятеля искусств РФ профессора С.В. Женовача). Сценография и костюмы – Елена Микулинская (Москва, Школа-студия МХАТ, 4-й курс, мастерская народного художника РФ профессора С.Б. Бенедиктова).

У обеих девушек это первый спектакль в профессиональном театре. И сразу такое неоднозначное произведение современного автора. Евгений Водолазкин известен неожиданным взглядом на вещи, на действительность и историю, неизбитыми, оригинальными, интригующими поворотами в сюжетах. «Близкие друзья» - повесть тоже необычная, вызвавшая немало споров по поводу того, зачем она написана, что хотел сказать автор, которого уже успели даже упрекнуть в непатриотизме, мол, написал о немцах и их тяготах на войне. Что нам до их чувств, когда война танком прошлась по судьбе чуть ли не каждой нашей семьи?

Конечно, речь у Водолазкина не о войне, хотя большую часть книги герои находятся именно там. И даже не о трагедии трех друзей из Германии. И очень хорошо, что режиссер Яна Селезнёва поняла это, прочувствовала и, видимо, дала верное направление актерам, потому что сыграли они очень здорово. Особенно главных героев – Ральфа Вебера и Эрнестину Хоффманн в юности и старости, Ханса Кляйна.

Простая история дружбы и любви трех юных существ. Два мальчика и одна девочка. Они так близки, что решили не расставаться никогда, даже после смерти, и дали слово быть похороненными на одном и том же кладбище. Трогательно и наивно, но они сберегли эту верность и пронесли ее через всю свою жизнь. Хоть дело происходит в Германии, такие же клятвы могли давать и в России, и в какой-нибудь другой стране. Дружба, любовь – чувства понятные всем без исключения. Но война потребовала от любящих испытаний, она все испортила. Спектакль о том, что война - это зло, это пыль и грязь, кровь и зверства. Водолазкин большой пацифист. Не описывая войну, касаясь только чувств, которые нормальный мирный человек может испытывать. А воевать-то незачем. Мы все дружим, любим, живем счастливой жизнью.

Юная Эрнестина предлагает друзьям, чтобы стать ближе, чтобы не было между ними никаких тайн, раздеться. Это говорит о чистоте намерений, об открытости. И сыграно это было очень тонко и не пошло. На голом теле не спрячешь пистолет. И голые мы все одинаковы. В том числе и одинаково ранимы. Эта детская мысль «надо раздеться» адресована ко всему человечеству. Мы одинаковы, и незачем воевать. Тем более что у нас есть что ценить, – это друзья и любимые.

Спектакль – эпическое повествование о прошлом. Но история и ее воплощение на сцене получились пронзительно чувственными, человеческими.

Надо сказать, что игра потребовала от актеров еще и недюжинной физической подготовки. Кирилл Бессонов в роли юного Ральфа и Вячеслав Соколов в роли Ханса бесконечно двигали деревянные ящики из–под снарядов, прыгали по ним, бегали, осыпаемые песком, обливаемые водой. Пот, струящийся по лицу Кирилла, вписывался очень хорошо в образ измотанного войной солдата, роль была и вправду тяжелой не только эмоционально, но и физически. Сыграна с таким надрывом и нервным напряжением, как и роль Славы Соколова.

Эрнестина в исполнении Зои Останиной тоже хороша: точное попадание в образ – заводила, девчонка довоенного времени, повзрослевшая раньше пацанов – своих друзей. Этот беретик на ее голове – символ предвоенного периода в нашей стране. А может, носили и на той стороне, в Германии? Еще один намек автора на нашу одинаковость.

Очень мне понравились костюмы и сценическое решение Елены Микулинской. Малая сцена требует компактных декораций в силу того, что в небольшом пространстве и сцена-то толком не выделена. Есть просто некое отступление от зрительских рядов. А вместить надо было и кладбище, и квартиру, и улицу, и войну эту треклятую с окопами, а еще поезд, «Мерседес», везущий стариков из Германии по России, больницу, где умирала Эрнестина. Придумано все, на мой взгляд, было отлично – огромные длинные ящики от снарядов подошли идеально для всего. Декорации сами по себе – сильный образ.

Интересный проект дипломников. Однозначно не развлекаловка. Выбивает из колеи. Есть почва для размышлений и осмысления. Для тех, кто, конечно, готов поступиться неким своим комфортом.

Татьяна Петрова

http://www.vest-news.ru/article/111329