Театр

ЛОДКА. Fluctuat nec mergitur

ЛОДКА
Fluctuat nec mergitur

...Это один из самых загадочных и самых любимых зрителем спектаклей Калужского областного драматического театра.

Народную драму "Лодка" решено было ставить для выступления на VII Международном фестивале «Голоса истории» в Вологде. На момент начала работы, за четыре месяца до фестиваля, информации относительно состава и возможных реплик персонажей, хода действия, приемов игры было так мало, что постановочная группа (режиссер Александр Плетнев, художник Эля Невинная, композитор Евгения Хозикова) и актеры не вполне понимали, как с таким материалом работать. Сдвинуть проект с мертвой точки помогла встреча с фольклорным коллективом «Калузя» (руководитель Марина Каргополова), а через них с клубом русского кулачного боя, участники которого и разыграли для режиссера и актеров несколько вариантов «Лодки». Появился некий исходный визуальный образ, появились песни, и далее спектакль собирался просто методом совместного движения наугад.
В отрывочных, разнородных, странных на современный взгляд текстах «Лодки» чувствовалась какая-то мощная энергия, пригодная именно для театра. Необходимо было найти способ ее трансформации в очень особенную кодовую систему сценического текста и не потерять связь с ней на протяжении всего постановочного процесса. В течение первых же пробных репетиций режиссер и актеры пришли к тому, что «Лодку» необходимо играть не как ярмарочное действо и балаган, а, скорее, как ритуал. Только так оказывалось возможным сделать явной сперва для актеров, а затем и для зала реально существующую глубину старинных текстов. Но о каких-то конкретных ритуалах, сопряженных с «Лодкой», режиссеру и актерам известно не было. Ритуальность, которой старались придерживаться во время репетиций, была абстрактной. Просто стремление к крайней степени концентрации на том, что нужно сделать в данный момент - будь то любое движение, подход к песне, выход из нее... Кроме того, ставилась задача, по возможности, отказаться от навыков «психологического переживания», которые даёт школа, и добиться такой природы существования актеров, которая могла быть свойственна архаическому, «дотеатральному» сознанию людей. Все это давало на выходе впечатление некоего священнодействия на сцене. А сам процесс поиска доставлял всем участникам репетиций настоящее удовольствие.

А дальше... Непогожий вечер 3 июля 2003 года. Открытая сценическая площадка у Пятницкой башни вологодского кремля. Проливной дождь, начавшийся после первых же реплик. Исступление, постепенно охватывавшее актеров. Полнейшая концентрация публики, превратившейся в одно диковинное внимающее существо, прикрытое панцирем из зонтов. И ощущение абсолютного единения «сцены», «зала» и всего залитого водой пространства, в котором совершалось чудо. Таким было триумфальное выступление Калужского театра на  форуме «Голоса истории». Спектакль, поставленный Александром Плетневым по народной драме «Лодка», завоевал тогда Главный Приз фестиваля.

«Лодка» Калужского драмтеатра очень отличается от традиционного представления о театральном спектакле. Во многом она напоминает спонтанную, стихийно организуемую детскую игру, наивную и завораживающую своим мощнейшим творческим зарядом. Нехитрые сюжеты много раз повторяются, сами собой образуя подобие формы рондо: многократный рефрен сцены влюбленного атамана и отвергающей его любовь девицы, похожие друг на друга эпизоды с участием разбойников его шайки. Реплики диалогов и мизансцены настойчиво возвращаются при общем темпо-ритмическом нарастании. Песни, сменяющие одна другую, и ритмичные движения способны погрузить зрителя в легкий транс. В гриме, костюме, шумовом оформлении задана очень высокая степень условности, пожалуй, единственно возможная для такого нетеатрального театра: усы и бороды из соломы, привязанные заметными веревочками, изображение грома ударами в лист кровельного железа, висящий на сцене. В финальной сцене нежными женскими голосами звучит для мечущегося в отчаянии злодея-атамана бесконечное эхо: «Я смерть твоя - красавица!». А затем – тишина. И в полном молчании плывут в невидимой лодке все мертвецы в белых одеждах во главе с новопреставленным атаманом.

Диалог этого спектакля со зрителем продолжается вот уже около восьми лет. Он много выезжал, был показан в Германии в июне 2009г. С огромным успехом у московской публики и критики прошел показ «Лодки» в Театральном центре СТД «На Страстном» в феврале 2006г. Самой живописной сценой для этого спектакля, возможно, стали подмостки, сооруженные на берегу речки Серены, у обители Клыковского монастыря в Козельском районе, вблизи строящегося поселения Спасово (29 августа 2008г.). А может быть, такого «титула» заслуживает сцена «Греческого театра» в музее-усадьбе Поленово (31 августа 2008г.). «Лодка» уверенно остается «на плаву», в репертуаре театра.

А около трех лет назад Александру Плетневу подарили книгу Ирины Уваровой и Виктора Новацкого, вышедшую в московском издательстве «МышЪ» при участии ЛИА Р.Элинина в 1993 году. Книга называется «И плывет Лодка». Это эссе, написанное в очень необычной форме, напоминающей местами стихи в прозе. Тем не менее, текст его основан на серьезном научном исследовании и достаточно подробно освещает истоки возникновения народной драмы «Лодка». Авторы будто идут вглубь времени, затрагивая традиционные положения об историко-культурных предпосылках и песенно-игровой основе действа, и, наконец, доходят до языческих погребальных обрядов племен, живших на Волге в конце первого тысячелетия нашей эры. Во время этих обрядов приносились кровавые жертвы (ритуальное убийство одной из девушек племени, а также определенных животных), а затем происходило захоронение умершего воина вместе со всеми жертвами. Само погребение было выстроено как путешествие по воде, функции гроба выполняла ладья.
Оказывается, в постановке Калужского театра исключительно интуитивным способом были реализованы многие важнейшие элементы ритуальной семантики, уходящей корнями в далекое детство человеческой цивилизации. И вот нам еще одно подтверждение - театр способен творить чудеса. Напряженный творческий поиск художника может сделать более проводимой ту мембрану, что отделяет сознание  от бездны бессознательного, где живет в числе прочего и память наших далеких предков...

СветланаМаркелова