Театр

ПЛЫЛА, КАЧАЛАСЬ ЛОДОЧКА

ПЛЫЛА, КАЧАЛАСЬ ЛОДОЧКА


В Театральном центре СТД "На Страстном" прошли Дни Калужского драматического театра, который привез в столицу два спектакля, привлекших внимание уже незаезженностью названий, - народную драму "Лодка" и музыкальное ревю "Если любишь - найди" в постановке художественного руководителя Александра Плетнева.

"Лодка" наравне с "Царем Максимилианом" относится к числу самых известных народных драм, которые стояли у истоков русского театра, игрались на ярмарках и гуляньях и были очень популярны начиная с XVII и вплоть до XX века. Будучи созданием устного народного творчества, "Лодка" не имеет канонического текста и существует в различных вариантах, но основной сюжет ее неизменен: шайка разбойников плывет вниз по матушке по Волге, распевая одноименную песню и встречая на своем пути разный люд, преимущественно женского пола, которому встреча с джентльменами удачи ничего хорошего не сулит. На этой основе Калужский театр создал свою версию драмы.

Декораций народному театру не полагается - он творится "из того, что было": сели клином - вот и лодка, раскачались - непогода, покричали в кулачок - чайки, погремели листом жести - гром. Живописная банда разбойников щеголяет подчеркнуто ненастоящими, ярмарочными усами и бородами - из соломы, на заметных завязках (художник Э.Невинная).

В основе спектакля - стихия народных песен. Связанные нехитрыми репликами и повторяющимися присказками, они, то удалые, то пронзительно-печальные, перетекают одна в другую и в исполнении молодых артистов звучат так, что даже не поклонник этого жанра вряд ли останется равнодушным. При этом театр счастливо избегает опасности увязнуть в этнографии, в "русском народном творчестве". Калужская "Лодка" - не аутентизм, но вольная фантазия на тему, где в удачной пропорции сочетаются современная интонация и уважение к традиции, а народный колорит не переходит в китч. Режиссер задал спектаклю хорошую игровую условность, а актеры наполнили его искренностью и заразительностью.

Показалось, правда, что спектакль чуть затянут - в композициях такого рода очень важно точно определить момент, когда пора ставить точку. Когда ангельские крылья прицепляют уже третьей убиенной девушке, а всего их пять, дальнейший ход событий становится слишком предсказуемым. Вероятно, это почувствовал и режиссер, потому что попытался разнообразить спектакль песнями "Битлз", музыкой Массне, а также шутками, явно много моложе народной драмы. Чистоту жанра это нарушило, но от предсказуемости, увы, не спасло. И тем не менее калужская "Лодка" - прекрасное доказательство известного постулата, что для настоящего театра вполне достаточно коврика и актера.

"Если любишь - найди" - музыкальное ревю Александра Плетнева и хореографа Татьяны Борисовой, сделанное по песням и мелодиям разных лет, без единого слова, где рассказ ведется языком музыки и тела. В качестве первоисточника в программке указан фильм Э.Сколла "Бал", однако, по большому счету, идея эта из тех, что носятся в воздухе, и в разных вариантах она уже бывала неоднократно воплощена. В частности, несколько лет назад свой спектакль "Я другой такой страны не знаю", основанный на советских песнях, привозил в Москву Александр Белинский.

В спектакле Плетнева собственно песням отводится не так уж много места, гораздо больше - танцам и драматическим сценкам. Иной и акцент: если Белинского больше интересовала тема "гражданин и страна", то Плетнева - "человек и время". Меняется исторический антураж, но во все времена юноши и девушки одинаково сходятся на танцплощадках, и между ними возникают все те же маленькие, но серьезные драмы.

Плетнев строит спектакль на узнаваемых мелодиях и знаках времени. 20-е - нэпмановский ресторанчик и налет, переходящий в изящный мордобой; 30-е - парад физкультурников и пирамиды "делай - раз!"; 40-е - война и победа; а дальше - "Ландыши" и стиляги, пытающиеся перекричать друг друга ВИА и подпольные приверженцы альтернативной музыки... Шершавому языку плаката режиссер предпочитает тонко и точно отобранные детали: так, минутный растерянный взгляд женщин, к которым никто не вернулся с войны, говорит о трагедии времени много больше, чем мог бы сказать целый батальный эпизод.

Режиссер и артисты нашли для спектакля очень верную интонацию: их взгляд в прошлое не снисходительный, но и не сентиментальный, обо всех эпохах они говорят спокойно и с равным уважением. Едкую иронию Плетнев позволяет себе лишь раз, в эпизоде, где авторитетная комиссия принимает песню в исполнении модного ВИА: очевидно, для режиссера это - выстраданное, личное. Актеры, большинство из которых совсем молодые, работают с азартом, наслаждаясь возможностью сыграть в одном эпизоде франта, а в другом - хулигана, а зрители с удовольствием реагируют на узнаваемые знаки времени: интересно наблюдать, как по мере движения ревю от прошлого к настоящему в зале оживляются все более молодые люди.

Наименее интересным в спектакле оказывается последний эпизод, вобравший в себя сумбур последних полутора десятков лет: здесь в какофонии звуков "Ласковый май" перекрывается хип-хопом, а сумбурный видеоряд смешивает танцующих брейк подростков и собирающую бутылки старушку, разложившего на земле книги пожилого интеллигента и байкеров... Впрочем, какое время, такие и песни.

Два спектакля Калужского драматического, одного из старейших провинциальных театров страны (текущий сезон для него - 227-й), показали, что он совсем не стар и ничуть не провинциален. Его спектакли отличают безудержная радость творчества, общая культура и - если можно так сказать про театр - интеллигентность. Успех обеспечивают энергичный художественный руководитель, умеющий заразить труппу идеей, и артисты-единомышленники, охотно откликающиеся на эти замыслы. А в том, что это был успех, сомневаться не приходится: лично мне давно не приходилось слышать таких дружных, искренних и благодарных аплодисментов.

Мария Колганова


http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=508&crubric_id=100422&rubric_id=206&pub_id=532853