Театр

СУКАЧЕВ НЕ ВЫШЕЛ НА СЦЕНУ

СУКАЧЕВ НЕ ВЫШЕЛ НА СЦЕНУ, зато долго аплодировал спектаклю по своей книге.

Книга Гарика Сукачева о движении хиппи в советские времена получила свое воплощение не только в кино, но и в театре. Спектакль “Дом восходящего солнца” идет на сцене Калужского драмтеатра уже два сезона с потрясающим успехом, ведь ради него специально создали рок-группу. А в рамках фестиваля “ПостЕфремовское пространство” спектакль увидели и московские зрители, в их числе — автор книги “Дом солнца” Гарик Сукачев.   

Музыкант Гарик Сукачев — не единственный автор литературной основы спектакля. Замечательный режиссер Калужского драмтеатра Александр Плетнев решился на рискованный шаг: спектакль получился из произведений Вампилова, Шукшина, Сукачева, Охлобыстина… Получился он необычным, светлым и талантливым, с разной и хорошей музыкой. В нем нет банальщины, которую неизменно дает стилизация. Здесь никто ничего не стилизовал. Просто одна история.

Девочка Саша (Е.Лапина), дочь ректора серьезного вуза, попадает в компанию хиппи глубоко советских времен. Среди этих ребят есть худой красивый парень с волосами солнечного цвета по кличке Солнце (Г.Бирюлин). Сцена знакомства, кстати, взята из Вампилова. И Саша приходит к Солнцу в общежитие, куда как раз нагрянул ректор с проверкой. Ребята умудрились ректора напоить. Эта сцена заставляет зал хохотать, но это еще цветочки. Талант двух потрясающих актеров (Сергей Лунин — папа Саши, Светлана Никифорова — мама Саши) сделал из сцены первой общей ночи Саши и Солнца просто фейерверк. Саша и Солнце тихо пробираются к себе. Сначала проснулась мама. Деталь, которая знакома каждому, у кого родители спят вместе: мама, чтобы перелезть через пузатого мужа и не разбудить его, подкидывает вверх ногу в пижамных штанах, как будто на коня взбирается. Проснулся папа. Полушепотом: “Домой привела этого хулигана. Вот что они там делают! Тонь! Я пойду посмотрю. Тонь! Не видно ничего, она жвачкой залепила!” В это время в комнате Саша спрашивает Солнце: “Можно тебя поцеловать?” От этих слов папа чуть не роняет кастрюлю с супом, в обнимку с которой подслушивает.

Спектакль получился о свободе. Режиссер Александр Плетнев не делал почти никаких привязок к конкретному году и политическому строю. “Как это — в нашей стране не учиться и не работать?” — спрашивает Саша у своего Солнца. “А это не наша страна. Это их страна”. И то верно — в любом году. “Я собиралась тебе сегодня отдаться!” — говорит Саша, напичканная книжными представлениями о жизни. “Не надо никому отдаваться. Так и себе ничего не останется”.

Да, спектакль, хотя и заканчивается печально, — о свободе. Впечатляющая сценография, талантливо поющие и играющие актеры (от Deep Purple до “Я мечтала о морях и кораллах”; ребята учились играть с нуля специально для спектакля), разнообразные роли, где благодаря хорошим артистам запоминается каждый эпизод, а главное — смелость режиссера. Осмелиться обойтись без потуг стилизации, не бояться перемешать несовместимое и громко сказать: свобода — это бессмертие.

— Мне понравилось, — сказал в конце Гарик Сукачев. — Чудесно. Режиссер на то и режиссер, он делает свое видение материала. Абсолютно самостоятельная работа. Так много музыки, которую я давным-давно не слышал в спектаклях. Это будет очень интересно молодежи, мне кажется. Я получил удовольствие.

ВераКопылова


http://www.mk.ru/culture/article/2010/09/30/533344-sukachev-nevyishel-nastsenu.html