Газета “Знамя” о премьере спектакля “Золотой телёнок

Газета “Знамя” о премьере спектакля “Золотой телёнок

Калужский театр представил зрителю сверкающее музыкальное ревю «Золотой теленок», продолжение полюбившихся завсегдатаям «Двенадцати стульев».

Дрейф драмы в сторону мюзик-холла принят залом на ура, будто на бразильском карнавале побывали. Главный режиссер театра, автор инсценировки и постановщик действа Роберт Манукян сумел из объемного романа создать компактную логичную конструкцию.

По всем законам театрального обольщения спектакль начался взрывом. Выплыл кордебалет мулаток Рио-де-Жанейро под всеми любимое болеро «Quizаs, Quizаs, Quizаs» («Возможно, пожалуй, может быть») кубинского композитора Освальдо Фарреса.

Раздетые по карнавальной моде бразильянки отплясывали вокруг Остапа (Игорь Кумицкий), достигшего мечты, облаченного в вожделенные белые штаны и даже золотые туфли.

Спектакль изобилует аппетитными музыкальными номерами. Даже перед началом действа и в антракте зрителям предложили эстрадный концерт из популярных произведений 30-х и иных годов.

Золотой теленок 05

Декорации и костюмы, как обычно, были выше всяких похвал. Борис Шлямин перенес действие в ажурный дебаркадер вокзала, вагоны стали «прислугой за все». Декорация удобна, функциональна, логична. Оксана Богданович нарисовала феерические костюмы, одев и карнавал, и совслужащих, и сумасшедших, и жулье с большой фантазией и комильфо. Поистине, золотые руки шили все это сложное обмундирование!

Композитор Игорь Щербаков написал к спектаклю яркую, оригинальную музыку, которая объединяет действие, задает ему ритм. В комедийном сюжете он подчеркнул обильное присутствие зла, вспомнив тему Курехина из фильма «Господин оформитель», горчинку печальных песенок Вертинского «Кокаинетка», «Piccolo bambino».

«Золотой теленок» — сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, завершенный в 1931 году. Персонажи четко делятся на два лагеря. Одни, «кустари без мотора», по зернышку клюют у зазевавшихся граждан. Заслуженный артист России Михаил Кузнецов ярко воплотил трагикомический образ Паниковского. Калужский эксцентрик использовал свое цирковое образование, вращая канотье на трости даже из могилы!

Шура Балаганов (Вячеслав Соколов), самый непутевый из детей лейтенанта Шмидта, излучал наивность. Честный, застенчивый, перековавшийся в тюрьме Козлевич, наверное, лучшая роль Кирилла Бессонова.

Золотой теленок 03

Другой клан персонажей ворует миллиардами. Между временем «Двенадцати стульев» и эпохой «Золотого теленка» с НЭПом было покончено. Деляги Корейко и Полыхаев (Сергей Вихрев) затаились, они – «враг, укрывшийся в засаде». Люди эти в прямом смысле людоеды. Большую часть своего состояния Корейко нажил, пока люди пухли от голода, и ворочает миллиардами. Исполнивший его Дмитрий Денисов продемонстрировал плотоядность и приспособленчество, хитрость и глупость, волю и трусость.

Пока им грозит лишь сокращение как бывшим нэпманам. Берлага (Игорь Постов) даже в сумасшедшие записался, чтобы спастись от увольнения с нагретого местечка. Серна (Ольга Петрова), «секритутка» Полыхаева, в отчаянии, она знает, что «загремит» вслед за «работодателем».

Их покровители, коррупционеры в высшем руководстве, поколение управленцев, выросших при НЭПе, в год написания романа чувствовали себя вольготно. Если бы большую часть этой шушеры не постреляли, не отправили добывать полезные ископаемые, не было бы ни СССР, ни Победы. Был бы III рейх до Урала.

Фармазонщик Остап на фоне этих кадавров выглядит душкой, просто Дон Кихотом, он, как Деточкин, объегоривает только воров. В финале романа Остап сталкивается с «племенем незнакомым», молодыми людьми, засучившими рукава для большой, тяжелой и важной работы. «Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями. Искателям приключений остался только бензиновый хвост». В финале же спектакля Командора с его чемоданчиком и бриллиантовым перстнем чуть не замела милиция. Проводником здравого смысла выведен Сталин (Роберт Манукян), который предлагает хитроумному Остапу ответственный пост управдома. Хотите погрузиться в сверкающую атмосферу ума и остроумия? Приходите на спектакль!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *